Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Музыка - это главное?

МузыкаОбсуждения+1
Полина Кузнецова
  ·   · 11,7 K
Лучший
Музыка, искусство, наука, история.  · 15 дек 2020

Привет, Полина. Совершенно согласен с тобой. Жизнь - крайне сложная вещь. Разобраться в ней совсем не просто. А главное, сколько ни разбирайся, все равно мало что понятно, и на самые главные вопросы ответов как не было, так и нет. Причем уже не первое тысячелетие.

Поскольку ты задала пока всего два вопроса, и оба начинаются одинаково, ты делаешь какой-то выбор. Сравниваешь что-то. Получается не два отдельных вопроса, а система, состоящая из двух элементов. Двух вопросов.

Попробую ответить на оба, но не по отдельности, а вместе.

Никто пока не смог однозначно ответить, существует ли жизнь просто так, ни для чего, или у нее есть какой-то смысл. Некая цель, которая больше, чем просто выжить, и которая связана не только с нашей планетой. Точнее, ответов много, но нет строгих доказательств.

Если выжить - самоцель, то здоровье однозначно главное. Просто потому, что других целей нет. У тебя есть инстинкт самосохранения, и только он заставляет тебя жить дальше. Если ты не будешь следить за здоровьем, тело выйдет из строя гораздо быстрее, чем может показаться, и цель не будет достигнута.

А что с музыкой? А музыка в этом случае просто помогает жить. Снимает стрессы, мотивирует на какие-то конкретные задачи, однозначно помогает в любви (это будет ее главным назначением), в общем, решает разные прикладные задачи.

Можно ли без нее обойтись, если цель - выжить? Можно. Будет скучно, и некоторые дела станет труднее выполнить, но жить можно.

Можно ли ее сделать делом всей своей жизни? Тоже можно. Будет интересно, и слушатель всегда найдется. Главное - не задавать себе космических вопросов слишком часто, и не пытаться найти на них ответ по-настоящему. Тогда есть все шансы прожить интересную и здоровую жизнь. Так многие люди и делают.

В природе музыка нужна в первую очередь для того, чтобы создать семью. Млекопитающие поют редко, в основном, это делают птицы. У разных видов птиц срок жизни семьи разный. Чаще всего - один сезон.

Но бывают и очень устойчивые пары, как у некоторых видов попугаев.

И вот тут начинаются нюансы. Попугаи не перестают петь после того, как создадут семью. Они поют реже, но поют. У музыки появляется дополнительное предназначение.

Я сам видел, как две пары певчих птиц разных видов каждое утро прилетали на одно и то же деревце, садились на разные ветки попарно, и пели друг другу свои песни.

Пока одна пара пела, другая слушала. Потом начинала петь вторая, первая слушала. Деревце было совсем молодым, их было очень хорошо видно. Они так делали примерно неделю.

Зачем? Семья уже создана, петь не нужно. Но они пели.

Млекопитающие, например, собаки или медведи, сами почти не поют. Но очень часто слушают птиц, или музыку, созданную человеком. Не для выживания, просто так.

Иногда находятся люди, которые пытаются ответить на вопрос, зачем и как поют животные. Ведь это может помочь понять, зачем музыка нужна нам.

Например, был такой французский композитор Оливье Мессиан. Он жил в середине двадцатого века. Работал органистом в соборе, и писал музыку.

Для того, чтобы понять, что поют птицы, зачем поют, и как, он стал профессиональным орнитологом. И когда немного разобрался в музыке птиц, попробовал перевести их способ сочинения в привычный нам, людям. Получилось очень интересно.

Другому музыканту, голландцу (не запомнил его фамилии), вдруг пришла в голову неожиданная мысль. Он подумал, что сверчки живут гораздо быстрее нас. Вдруг они и поют быстрее, и поэтому мы не слышим их песен, а слышим только свист и стрекот?

Записал песенку сверчков, и замедлил ее во столько же раз, во сколько сверчки живут быстрее нас. По моим подсчетам, в двести раз.

Получилась вполне воспринимаемая песня. Даже более понятная, чем песенки птиц.

К сожалению, не знаю, какие выводы сделал автор этого эксперимента. Но я сделал очень много выводов.

Сверчки очень хорошо интонировали (попадали в ноты), пели в натуральном мажоре, вели голоса в терцию и сексту (совсем как люди), избегали параллельных квинт и кварт, и имели представление о квинтовом круге, поскольку пели хоть и длинные, но законченные периоды. И эти периоды были всегда плагальны. В них никогда не использовалась доминанта, но всегда использовалась субдоминанта. А где субдоминанта с разрешением в тонику, там и квинтовый круг. Автоматически.

Даже если ты учишься в музыкальной школе, предыдущий абзац прочитать, наверное, было не очень легко. А если ты в ней не учишься, то вряд ли поняла и половину.

Вот тут-то и начинаются самые интересные вопросы. Человек живет, в среднем, 70 лет. У него есть целых два мозга: спинной и головной. Плюс к тому у него есть речь и письменность, которые дают возможность передавать знания. Учиться.

Для того, чтобы научиться более-менее складно петь хором, человеку надо потратить лет семь, не меньше. Причем, еще и не всем дано. Музыка считается одним из самых сложных видов человеческой деятельности.

Сверчок живет три месяца, у него нет ни речи, ни письменности, и мозга у него тоже нет. Ни одного. Только ганглий. А ганглию до мозга очень и очень далеко.

И тем не менее, через два месяца своей жизни, любой сверчок способен петь хором. И не просто хором, а очень чисто, да еще и по классической гармонии, на изобретение которой у человека ушло не менее двух тысяч лет. И хорошо изучить которую возможно не менее, чем за десять лет весьма упорных занятий.

Что-то не так с этими сверчками, подумал я.

Для того, чтобы объяснить совершенство их пения и композиции, гипотезы о том, что жизнь начинается и кончается только лишь одним инстинктом, явно недостаточно.

Можно объяснить очень многое, но не самый ключевой вопрос: каким образом, существа, не имеющие мозга, воспринимают звуковые волны точно так же, как и мы? Как они понимают, что минор - это грустно, а мажор - весело? Почему они используют для своих любовных песен точно такие же композиционные приемы, что и мы? Выходит, чтобы воспринимать, и даже создавать, столь сложную вещь, как музыка, мозг не нужен? А что же тогда нужно?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, допустим, что выжить - не самоцель. Есть что-то большее, и находится это "что-то" где-то в Космосе. Я имею в виду понимание этого слова его авторами - древними греками.

Ответ уже получается довольно большим, поэтому подробно рассказывать не буду. Скажу только, что греки под словом "Космос" понимали совсем не то, что понимаем мы. Не просто пространство, наполненное звездами и галактиками. Если захочешь разобраться подробнее, почитай греческие мифы.

Можно сказать, что все дело в Боге. Но тогда все объяснения сразу же закончатся, и станет неинтересно.

Поэтому мы пока про него говорить не будем. А поговорим о волне.

Физики, во всяком случае, большинство физиков, считают, что весь мир - это волна. Сочетание волн. Волны - основа материи.

Просто в некоторый момент рядом с волной оказывается крохотная частица, которую называют бозоном Хиггса. И как только она там оказывается, волна сразу же превращается в материю. Приобретает массу.

Волны, которые живут в космосе или в атоме, мы не умеем ни видеть, ни как-нибудь ощущать.

Мы можем увидеть морскую волну, и услышать волну воздушную.

На самом деле не только их. Все, что мы видим, является волной. Частица света, которая называется фотон, отражается от разных предметов, и пока она не попала на поверхность глаза, она является волной. Когда попала - превращается в частицу. И мы видим.

Стало быть, живопись имеет дело с волной. Художник не просто срисовывает с природы. Он еще чувствует какие-то закономерности сочетания волн, и умеет их передать. Выделить из пейзажа.

Но свет проходит очень сложные преобразования, прежде чем наш мозг сможет прочитать информацию, которую он в себе несет.

Поэтому очень мало художников могут рисовать беспредметно. Сочетание волн в чистом виде. Обычно приходится иметь дело с каким-нибудь предметом, пусть и ни на что не похожим.

А уж кинематографистам и вовсе негде развернуться. На сто тысяч фильмов про людей найдется лишь один беспредметный. А понятный другим людям и интересный - совсем редко.

Совершенно другая картина у музыкантов.

Мы существа довольно медленные и холодные. Температура звезд достигает нескольких миллионов градусов. Во Вселенной такие температуры - норма.

А температура - это скорость. Скорость движения частиц. Так считают физики.

Наша температура - почти абсолютный ноль. Отличается всего на сотню градусов. По сравнению с миллионом градусов на звездах - меньше малого.

Свет - очень быстрая волна. Нам приходится очень много пропускать, чтобы уследить за ней.

А вот звук - медленный.

Частота звука меряется в герцах. Сколько раз успевает волна качнуться туда-обратно, столько и герц.

Хоть что-то услышать мы можем в диапазоне 20 гц - 20 000 гц. А разобрать, какая звучит нота - в диапазоне вдвое меньшем. Много это или мало?

Очень мало. Частота колебаний волны теоретически бесконечна. И тут мы снова, как и с температурой, очень близки к нулю.

Но зато воспринять звук - проще всего. Для того, чтобы наш мозг понял, что именно звучит, и смог прочитать информацию, содержащуюся в наборе звуков, он должен сделать минимум преобразований.

Поэтому, когда мы слушаем, мы соприкасаемся с волной ближе всего.

Не так давно астрономы попробовали перевести в акустический диапазон (тот, в котором мы слышим) колебания планет. Начали с Сатурна. Оказалось, Сатурн играет очень интересную музыку. Но самое главное - мы можем ее воспринять.

Вселенная устроена по принципу подобия. Это называется умным словом "фрактальность".

Поэтому для всякой волны во Вселенной мы можем отыскать подобие у нас, на Земле. Для этого достаточно перевести колебания, нормальные для космоса, в диапазон, удобный для нас.

Живет, допустим, где-то в соседней галактике звезда. И сияет себе сразу во всех диапазонах. И в световом, и в рентгеновском, и в гамма, во всех.

Мы записываем этот свет, понижаем его частоту во много тысяч, а то и миллионов, раз, и получаем звук. Теперь мы можем услышать песню звезды.

Аккорд, обыкновенное трезвучие, например, мажор - это сочетание трех волн разных частот. И даже если аккорды строить на разных частотах, соотношение внутри него всегда будет одинаковым.

Между нижней и средней нотой соотношение будет всегда 5 к 4, между средней и верхней 6 к 5, а между нижней и верхней 3 к 2.

Услышав это соотношение, неважно от какой именно ноты, мы всегда поймем, что звучит мажор.

А что будет, если соотношение между нижней и верхней нотой оставить прежним, а нижнее и верхнее поменять местами?

Будет звучать минор. Тоже всегда.

И не только мы. Все живые существа, начиная от сверчков, тоже это слышат. И понимают, в чем именно заключается разница.

Мало того, эти соотношения частот будут вызывать примерно одинаковые эмоции. Не всегда, но стабильно.

Возможно, бактерии тоже так умеют. Но точно мы пока не знаем.

А есть ли мажор и минор в Космосе? Наверняка. Просто потому, что мир фрактален.

Стало быть, музыкант дает возможность другому человеку услышать голос Космоса. Или голос Бога. Кому как нравится это называть.

Причем любой музыкант. Лишь бы хорошо играл. И тот, кто поет популярные песни по телевизору, и тот, портрет которого висит в консерватории.

Другое дело, что музыканты, которых мы признаем великими, умеют заключить в свою музыку очень много информации.

Но голос Бога передают все.

Главное это или нет?

Не уверен, что главное. Мы оцениваем достижения человечества по результатам творчества отдельных его представителей. И это не обязательно музыка.

Но другой такой же возможности поговорить с Космосом или с Богом по телефону, у нас, похоже, нет.

Так что музыка очень важна, пусть даже не все это понимают.

И она может стать главным делом твоей жизни, если ты очень захочешь. Но хотеть надо сильно. Очень сильно. Если не очень хочешь - лучше не надо. Пусть будет, но не главным.

Но в любом случае, про здоровье забывать никак нельзя. Есть такая поговорка "в здоровом теле здоровый дух". Очень правильная. Музыка отнимает очень много сил, особенно, если заниматься по-настоящему.

Если не следить за здоровьем, тело обязательно подведет. В самый неподходящий момент. Только ты поймешь, как именно надо сыграть песню звезды, а тело скажет: "знаешь что, дорогая, я больше не могу". И откажется играть.

Что бы ты не выбрала главным, всё не главное убирать из своей жизни нельзя. Потому что жизнь, как ты уже заметила, вещь очень непростая. И невозможно ее поделить на главное, которому ты отдаешь все, и не главное, которому ничего не достается.

Ты задаешь правильные вопросы. Даже если ответ непонятен, продолжай. Всегда найдется кто-то, кто ответит. И иногда ответ будет очень прост.

Удачи тебе!

PRODUSER&MUSIC MANAGER: НИГАТИВ (ex-ТРИАДА), МОХИТ...  · 13 апр 2021
Творчество – одна из важнейших составляющих в жизни КАЖДОГО человека, если не раскрыт творческий потенциал (в любом его проявлении) человек едва ли сможет испытать настоящее СЧАСТЬЕ. Через своё творческое ПРОЯВЛЕНИЕ человек... Читать далее