Тот факт, что каждый человек в буквальном смысле борется за удовольствие и любым способом хочет избежать страданий, уже означает, что все мы - эгоисты. Да и с эволюционной точки зрения именно разумный эгоизм - это очень выгодная стратегия для выживания. Удовольствие - это главная мотивация для того, чтобы человек хотел жить. Все наши действия направлены на то, чтобы мы получили эмоциональную выгоду. Согласны ли вы с этим?
Есть люди, рассматривающие личность или себя как что-то цельное и постоянное. Как какого-то хозяина тела, которого нужно обслуживать, постоянно спрашивать, чего он/она/оно хочет и выполнять эти желания. Для таких людей мотивация поступков часто заключается в получении выгод для этого хозяина. У них есть разные ценности, привычки, пристрастия, к которым они стремятся. У них есть разделение на внутреннее своё и внешнее чужое. Они себя помещают в сценарий постоянного потребления материальных и информационных продуктов. Это индивидуальный уровень самосознания. Большинство людей в детстве в процессе формирования личности проходят через этот этап.
За индивидуальным уровнем следует относительно индивидуальный. Когда для человека понимание своего выходит за рамки одной личности и распространяется на какую-то группу людей. Это может быть любая географическая, генетическая, семейная общность, связи в которой обусловлены материальными причинами. Представители этой группы оцениваются человеком как свои, а все остальные — как чужие. Соответственно ценности этого человека разворачиваются на группу людей. Его выгоды совпадают с выгодами этой условно выделенной по материальному признаку группы. Он уже может жертвовать какими-то личными благами в пользу благ этой группы. Большинство людей остаются на этом уровне, руководствуясь часто интересами своей семьи и близких родственников.
За относительно индивидуальным уровнем следует относительно надындивидуальный уровень самосознания. На этом уровне человек разделяет других людей на своих и чужих только по признаку совпадения идей, информационных конструкций сознаний. Ему уже неважны материальные признаки другого человека. Если другой готов согласиться с личной идеей, то он оценивается как свой. А все остальные оцениваются как чужие. Соответственно ценности человека распространяются на группу единомышленников.
Высший уровень самосознания — надындивидуальный. До этого уровня редко кто может развиться. На этом уровне человек не разделяет мир на внутреннее своё и внешнее чужое. Весь мир для него становится ничей. Про себя такой человек может рассуждать так: «Это тело я не выбираю, оно существует как набор процессов, взаимообусловленных с внешними явлениями. Эти органы чувств я не выбираю. Не могу заставить их чувствовать иначе. Эти представления о приятном и неприятном я не выбираю, они складываются в процессе жизни в результате внешнего влияния. Эти волевые импульсы я не выбираю. Не могу отключить волю или включить. Эту память и опыт я не выбираю. Не могу забыть всё что угодно или вспомнить, изменить опыт. Весь процесс сознания я не выбираю. Оно работает как набор процессов мира. Если я всё это не выбираю, как можно относиться ко всему этому как к себе? Это просто какие-то условно выделенные из мира процессы. Такие же как и многие другие. Связанные с внешними процессами.» Для такого человека его личность становится как бы внешней по отношению к уму. Его ум как бы живёт в теле одного из миллиардов людей, и относится этот ум к этому носителю так же как и к остальным носителям сознаний. Для такого человека актуальными становятся надличностные ценности. Всеобщий мир, всеобщая свобода, всеобщий покой, всеобщее чёткое осознавание реальности, всеобщее счастье. Для такого человека выгода для себя не имеет смысла, потому что для него не существует отдельного я.
Приведите пример.