Для начала нужно разделить РЖД на оператора инфраструктуры и нескольких независимых операторов перевозок. Инфраструктурная компания должна заниматься только строительством и поддержанием путей (грубо говоря, как Транснефть управляет трубопроводами), а независимые операторы ж/д перевозок должны обладать своей локомотивной тягой и платить за пользование путями. Будет очень похоже на авиаотрасль - владельцы самолетов платят аэропортам за взлет-посадку, обслуживание, заправку, а между собой конкурируют за пассажиров и грузы.
В таких условиях расходы на перевозку в теории должны довольно значительно снизиться, а эффективность перевозок - возрасти.
Теоретически можно. Но не забудь найти инвестора для строительства железнодорожных путей, станций и прочего. Существующие являются собственностью РЖД.