Ну, инквизиция была весьма специфическим органом, который, вопреки стереотипам, занимался не истреблением еретиков, мавров, евреев и, тем более, охотой на ведьм, а борьбой с ересями, искажением учения, тайным исповеданием ислама или иудаизма, цензурой изданий, а также - внезапно! - предотвращением еврейских погромов. При этом, инквизиция не могла вынести смертный приговор, хотя имела право применять пытки. Все без исключения жертвы инквизиции, были казнены по решению светского суда, куда инквизиторы передавали дело после расследования. По последним данным, количество жертв инквизиции находится в районе 2-3 тысяч. Самые большие оценки дает историк Хуан Антонио Льоренте - суммарно около 50 тысяч, включая сосланных, отправленных на галеры, погибших под пытками и так далее, - но его мнение не разделяют. Исследования архива Suprema (1560-1700 годы), проведенные Густавом Хеннингсенем и Хайме Контрерасом, говорят следущее:
Привлекались
Из них 775 переданы светским властям для казни, из них некоторая часть реально казнена не была - сжигали соломенные чучела. Большая часть (до трети) просто уходила домой после слушаний суда, остальные подвергались различным наказаниям от штрафов и тюрьмы до епитимьи. Правда, это сравнительно поздний период, а при Торквемаде инквизиторы действовали жестче, но тоже садизмом не отличались. Что интересно, самым страшным преступлением с точки зрения инквизиции, согласно протоколам, было скотоложество: в Арагоне (только там это было преступлением) были казнены 23 из 58 пойманных зоофилов.
Несмотря на то, что инквизиция имела право осуществлять пытки, применялись они крайне редко, чаще всего - только единожды и не более 15 минут. По результатам исследований архивов, например, в Валенсии пыткам подверглось менее 2% от попавших в поле зрения инквизиторов. Причем, пытки применялись, чаще всего, однократно и без энтузиазма. Инквизиция не поощряла применение пыток при допросах, поскольку интересовалась не физическим уничтожением еретиков и ведьм, а чистотой доктрины и моральным обликом священнослужителей, которых наказывали за стяжательство и сексуальные злоупотребления.
Инквизиция практически не принимала участия в охоте на ведьм. Согласно исследованию, инициированному Иоаном-Павлом ІІ, из 125 000 дел о ведовстве в Италии, Испании и Португалии, всего 99 закончились смертной казнью. В 1538 году вышло указание инквизиторам в расследованиях дел о колдовстве относиться скептически к тому, что написано в злосчастном "Молоте Ведьм", кроме того, трибунал призывал светские власти отпускать обвиняемых в колдовстве и отрицал существование колдовских шабашей.
То есть, инквизиция всячески избегала вмешательства в "телесную оболочку" обвиняемых, в значительной мере боролась с насилием, вызванным мракобесием и предубеждениями, и отправила на казнь около 3 тысяч обвиняемых из 150 тысяч.
Шариат, будучи явлением все еще существующим, не может рассматриваться с точки зрения одних лишь исторических данных, потому требуется немного другой подход. В исламе есть понятие харам, которым обозначаются всякие плохие вещи, с которыми мусульманину лучше по жизни не сталкиваться. Шариатский суд за этот самый харам и наказывает. Итак, харамом считается (согласно Википедии):
Увы, мы не располагаем точными данными о количестве казненных по решению шариатского суда, но! Только в Иране, живущем по законам шариата, только в 2015 году по данным Амнести Интернешнл (такой себе источник, но що маємо, те маємо) было казнено 977 человек, в том числе за ересь, богохульства и однополый секс. Конечно, в это число входят убийцы, насильники, торговцы наркотиками и так далее. Кроме того, по данным той же самой Амнести, с 1985 по 2016 годы в Саудовской Аравии казнили 2 тысячи человек. Если к этому добавить все остальные смертные приговоры, совершенные по решению шариатских судов, то получится, что
Шариатский суд только в 21 веке стал причиной многократно большего количества смертей, чем Инквизиция за несколько веков существования.