Можно, но сложно. В музыкальных школах этим плотно занимаются. Слух, конечно, бывает лучше или хуже от рождения, но всегда подвержен улучшению и тренировкам. В конечном итоге, не будет разницы, каким он был изначально. В школах слух развивают уроки сольфеджио, где изучают теорию, пишут музыкальные диктанты, и поют отдельные упражнения. Это - не одно и тоже, что пение. Это именно развивающие упражнения. Теория, насмотря на то, что она математическая дисциплина, тоже способствует развитию слуха. Если вам требуется спеть, скажем, малую терцию, и сделать это от разных ступеней, вы для начала должны знать, что означает эти термины. Важен и другой предмет - хор. Петь в многоголосом коллективе начинающему очень трудно, и такое умение приходит одновременно с улучшением слуха.
Слух развивается не только музыкальной школой. Некоторые любители бацать на гитаре самостоятельно развивают себе слух очень здорово, хотя изначально его вообще не было. Но и в этом случае залог успеха - работа, работа и работа с музыкой. Много лет работы. В школе это проще, поскольку поставлено на научную основу. От просто слушания музыки слух не появится.
Есть несколько стадий развития музыкального слуха:
1 стадия.
Человек слышит музыку, но не может повторить мелодию. И не понимает, попал ли он. Не слышит где верх, где низ. Не ориентируется в пространстве высоты звука. Не может повторить ноту. Если повторяет - то мимо, сам не понимая куда. Для этой стадии я дала упражнение в прошлом посте. На этой стадии вам говорят про медведей на ушах, что у вас нет таланта, слуха и в музыкальную школу не берут. И все это зря! Потому что развить слух на это стадии можно!
2 стадия.
Иногда попадает, иногда нет. Может повторить мелодию примерно, размазанно, ориентировочно. Сам понимает, что не попал. Слышит грубую лажу. Понимает когда попал. Нет контроля, но зато видит и понимает что не так. Слышит где верх, где низ.
3 стадия.
Певец попадает в ноты, но в основном немного смазывает их. Потому что именно “попадает”, с присутствием неуверенности, с опаской. Понимает где завысил, где занизил явно выраженные ноты. Может исправить их сам. А мелкие и быстрые ноты игнорирует, не видит их досконально.
4 стадия.
Уверенно поет мелодии. Ноты принадлежат ему, он ими звучит. Не “попадает” как попало, а располагает ими. Может специально занижать или завышать для стиля. Например, в блюзе. Быстрые рифы слышит сходу и пропевает их четко. Чувствует тончайшее отклонение от ноты, тонкие вибрации диссонанса. Слышит нестройность гитары, пианино, других инструментов и певцов.
Это уровень профи. Качественный относительный слух - слышит расстояние, то есть одну ноту относительно другой.
5 стадия - она отдельная.
Абсолютный слух. Не обязательная для профи. Но может быть приятным дополнением. Музыкант слышит ноту так, как видит цвет. Не сравнивает с другой. Он слышит, как сигналит машина и говорит что это си бемоль. Ему не нужна точка отсчета, как в 4 стадии. Просто знает. Считается, что люди с абсолютным слухом рождаются. Но это тоже миф. Есть техники, которые позволяют развить абсолютный слух.
Для каждой стадии развития слуха есть своя технология упражнений.
Друзья, а вы хотели бы развить ваш слух? Тогда добро пожаловать на мой канал YouTube - здесь можно научиться петь.
Смотрите запись вебинара на моем канале "Относительный слух - основа пения. Ежедневные упражнения для вокалиста"
Научиться петь может каждый! Успехов вам!
Да, разумеется можно. Более того, этим и занимаются на уроках музыки. Предметы, способствующие развитию музыкального слуха называются сольфеджио и теория музыки.
Музыкальный слух можно разделить на несколько видов:
Мелодический слух (способность различать звуки по высоте)
Гармонический слух (возможность дифференцировать созвучия из 2-4 и более тонов)
Чувство ритма
Внутренний слух (верное представление реально не звучащей в данный момент музыки по нотам)
Чтобы развить музыкальный слух, необходимо обратить внимание на каждую его составляющую отдельно.
Для развития МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА можно писать музыкальные диктанты. Самые простые диктанты предложены в этом плейлисте:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLMLS5qLG27BOFVkBIjNHEbhSWXTIqEMrL
Упражнения по развитию ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА собраны в этом плейлисте, содержащем как совсем простые уроки для самых начинающих, так и более сложные - для тех, кто уже имеет определенную подготовку:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLMLS5qLG27BMYkgcA_99bp8hc5YnWPqQQ
Видеоуроки для развития, а также проверки ЧУВСТВА РИТМА содержатся в этом плейлисте:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLMLS5qLG27BPosBGPy8nh1wOCA22fFgR1
Чтобы развить ВНУТРЕННИЙ СЛУХ, или ВНУТРЕННИЕ СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, полезно заниматься чтением нот с листа:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLMLS5qLG27BOjRhPHoSng8ytucsaATmCY
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА!!!:)
Развитие муз.слуха - очень долгий процесс и длится он на протяжении всех лет обучения.
Музыкальный слух включает в себя:
✔️1) Звуковысотный слух
✔️2) Мелодический слух.
✔️3) Полифонический слух.
✔️4) Гармонический слух.
✔️5) Тембро-динамический слух.
✔️6) Внутренний слух.
❓Как развивать эти виды слуха?
1) Звуковысотный слух.
Пение – естественный путь формирования звуковысотного слуха. Допустим:
▪️1. Интонирование голосом без названия нот небольших гаммаобразных последовательностей, пропевание коротких мелодических отрывков (темы произведения совместно с игрой). Если по сложнее, то транспонирование мелодии в пределах доступного.
▪️2. Сольфеджирование мелодии пьесы во время игры (с названием нот).
▪️3. Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-х голосной фактуры, с одновременным исполнением остальных, на фортепиано.
2) Мелодический слух.
Чтобы напевно, эмоционально проинтонировать мелодию - музыканту надо обладать чутким слухом. Методы, помогающие укрепить мелодический слух такие:
▪️1. Проигрывание на инструменте мелодич.рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения (это как эффективный метод пианистической работы над главной темой, так и отличный метод развития мелодического слуха).
▪️2. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона, нижнего голоса, левой руки, зависит от фактуры) с одновременным пропеванием главной мелодии голосом вслух, или «про себя».
▪️4. Оттачивание» мелодической фразы. Это укрепляет (профессионализирует) мелодический слух,
▪️5. Работа с устными диктантами.
▪️6. Досочинение мелодий.
3) Полифонический слух.
Под полифоническим слухом - понимается муз.слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами.
Методы (наиболее эффективные):
▪️1. Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.
▪️2. Проигрывание отдельных пар голосов (1 и 3, 2 и 3, 1 и 2 и т.д.).
▪️3. Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.
▪️4. Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном приглушении остальных голосов.
▪️5. Письменно: написание двухголосных муз.диктантов.
4) Гармонический слух.
Гармонический слух - муз.слух в его проявлении по отношению к созвучиям комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании.
Вот некоторые методы, развивающие слух гармонически:
▪️1. Проигрывание произведения в замедленном темпе, с вслушиванием во все гармонические чередования (смены звуковых структур и гармоний). Разбор тонального плана, его анализ.
▪️2. Проигрывание мелодии с простым гармоническим сопровождением, можно даже так: мелодия и трезвучия аккордов.
❗️Подробнее о развитии этих видов музыкального слуха, а также о развитии тембро-динамического слуха и внутреннего слуха в этом видео: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ. КАК РАЗВИВАТЬ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА ПРОФЕССИОНАЛЬНО?»: https://youtu.be/pEGkXbzfk7U
Многие не понимают разницу между музыкальным слухом и абсолютным. И, спрашивая об одном, имеют ввиду совсем другое.
Музыкальный слух - это умение воспринимать музыку в целом. Например, не только слышать, когда певец не попадает в ноты, но и чувствовать, какое у артиста отношение к звуку и его извлечению, понимать, как правильно донести характер произведения с помощью инструмента и т.д. и т.п.
Абсолютный слух - это память на звуки. Мне повезло родиться с абсолютным слухом. Но музыкальный был приобретен трудом. Музыкальный слух, грубо говоря, это совокупность техники звукоизвлечения, абсолютного слуха и интеллекта.
Многие музыканты считают, что абсолютный слух нельзя натренировать. Это не совсем так, есть понятие "приближенный к абсолютному слуху", что, как по мне, ничем не уступает абсолютному, ведь куда важнее музыкальный слух.
Надеюсь понятно объяснила, тема очень сложная.
Конечно, можно. Кроме указанных, в американской системе образования в колледжах преподают курсы ear training. Можно найти и скачать эти курсы в интернете ;)
Есть два вида слуха: абсолютный и относительный (не "музыкальный", а именно относительный.) Абсолютный слух это феномен, развивается в 0.001% случаев в возрасте до семи-десяти лет. Если по прошествии этого возраста абсолютного слуха нет, его и не будет. Никак, только если поймать джина и загадать ему желание. Что такое абсолютный слух? Буквально, это память на ноты. Человек с абсолютным слухом способен распознать любую из двенадцати нот без референса.
Относительный слух вполне себе тренируется и являет собой умение распозновать интервалы между нотами. Играются две неназванные ноты, что это за ноты человек с относительным слухом вам не скажет, но скажет интервал между ними. Если назвать ему первую ноту (она будет референсом), то он назовёт вам и вторую путем чистой логики и знания гамм.
На примере. Передо мною человек с абсолютным слухом и человек с относительным. Я играю ноты до и ми, спрашиваю их о качествах этих нот. Абсолютный слух: первой была до, вторая была ми. Ми это мажорная терция от ми. Относительный слух: была сыграна мажорная терция. Какая была первая нота? (Отвечаю - до) Значит вторая - ми