Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли мемы с Иисусом, коллажи и т.д. считать оскорблением чувств верующих?

Например, я хочу сделать коллаж или смешную картинку, используя в ней бога. Будет ли это расценено как оскорбление верующих?

РелигияЮридические вопросы+4
Сергей Терехов
  ·   · 256
Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель Отдела...  · 4 мая 2021  · СвященникОтвечает.Рф

Надо обратить внимание не на "мемы и коллажи", а на чувства, - и тогда все прояснится. -- Никто не усомнится в том, что за словом «чувство» стоят два совершенно различных жизненных пласта. Вот простейшие примеры:

Первый:

  • Эта скульптура претит моему эстетическому чувству.
  • Он страдает от чувства несправедливости.
  • В ее характере бурное проявление национального чувства.

Второй:

  • Музыка Баха отвечает эстетическому чувству эпохи барокко.
  • Мятежу способствовало чувство социальной несправедливости.
  • Война вызвала бурные проявления национального чувства.

С известной мерой точности первый пласт можно обозначить как личный, а второй – как общий. Это вовсе не ставит один пласт «выше» или «реальнее» другого, но лишь подчеркивает несходство их природы. Заметим, что такое различие неотделимо от христианского мировоззрения: следует напомнить требования Спасителя уступать своему личному противнику (Мф. 5:38-45) и в то же время идти на смерть за ближних, не уступая общему врагу (Ин.15:12-23).

Первый, личный пласт бытия тесно соотносится с религиозной жизнью, но весьма плохо поддается обсуждению в газетах, журналах и телевизионных программах. Если же и поддается, усилиями талантливых репортеров, телеведущих и их собеседников, то массовая аудитория мало что ухватывает, помимо «жареных сюжетов» и сальных подробностей.

Зато второй, общий пласт естественным образом попадает в фокус общественного внимания, гражданского действия, политической дискуссии, правосознания и законотворчества, зато мало связан с религией вообще и с Церковью в особенности. Мало того: в обсуждаемом нами вопросе об «оскорблении чувств верующих» налицо прямая связь с действующей юридической нормой, а именно с 213-й статьей Уголовного Кодекса РФ о хулиганстве.

Приведенная здесь характеристика, «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу», – не что иное, как синоним оскорбления общего чувства (в отличие от индивидуального); таким образом, упомянутая статья УК есть просто-напросто квалификация хулиганства применительно к традиционным для России святыням и верованиям. Что, разумеется, имеет прямой смысл, хоть и относится полностью к правовой и гражданской сфере.

Иеромонах Макарий (Маркиш), Иваново=Вознесенская Епархия РПЦПерейти на dialog.elitsy.ru/expert/15728