Надо обратить внимание не на "мемы и коллажи", а на чувства, - и тогда все прояснится. -- Никто не усомнится в том, что за словом «чувство» стоят два совершенно различных жизненных пласта. Вот простейшие примеры:
Первый:
Второй:
С известной мерой точности первый пласт можно обозначить как личный, а второй – как общий. Это вовсе не ставит один пласт «выше» или «реальнее» другого, но лишь подчеркивает несходство их природы. Заметим, что такое различие неотделимо от христианского мировоззрения: следует напомнить требования Спасителя уступать своему личному противнику (Мф. 5:38-45) и в то же время идти на смерть за ближних, не уступая общему врагу (Ин.15:12-23).
Первый, личный пласт бытия тесно соотносится с религиозной жизнью, но весьма плохо поддается обсуждению в газетах, журналах и телевизионных программах. Если же и поддается, усилиями талантливых репортеров, телеведущих и их собеседников, то массовая аудитория мало что ухватывает, помимо «жареных сюжетов» и сальных подробностей.
Зато второй, общий пласт естественным образом попадает в фокус общественного внимания, гражданского действия, политической дискуссии, правосознания и законотворчества, зато мало связан с религией вообще и с Церковью в особенности. Мало того: в обсуждаемом нами вопросе об «оскорблении чувств верующих» налицо прямая связь с действующей юридической нормой, а именно с 213-й статьей Уголовного Кодекса РФ о хулиганстве.
Приведенная здесь характеристика, «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу», – не что иное, как синоним оскорбления общего чувства (в отличие от индивидуального); таким образом, упомянутая статья УК есть просто-напросто квалификация хулиганства применительно к традиционным для России святыням и верованиям. Что, разумеется, имеет прямой смысл, хоть и относится полностью к правовой и гражданской сфере.