Техническое объяснение. Самолёт является летательным аппаратом с фиксированным крылом. Для возникновения подъёмной силы требуется горизонтальная скорость, сопротивление воздуха, плоскость, несимметрично обтекаемая потоком. Практически тжс происходит и с вертолётом, с одним отличием, что там роль плоскости выполняют движущиеся лопасти несущего винта (-ов). Во время вращения лопасти захватывают воздух и отбрасывают его в направлении, противоположном движению винта. В результате перед винтом создается зона пониженного давления, а за ним — повышенного. Именно так возникает подъемная сила в вертолёте, которая очень похожа на образование подъемной силы фиксированным крылом самолета. Чем больше угол установки лопастей, тем большую подъемную силу создает несущий винт. Поэтому вертолёт может взлететь без разбега. Существующие типы пассажирских самолётов не предусматривают вращающихся несущих винтов и, если мы говорим об управляемом взлёте, то для набора определённой скорости воздуха, необходим разбег. Если мы говорим о теоретической ситуации, например в аэродинамической трубе, где скорость воздуха задаётся без разбега и без двигателей, создающих тягу, то не реальные пассажирские самолёты, а определённые модели и пр, могут "взлетать" без разбега. Вопрос был о создании теоретических условий "аэродинамической трубы" в реальности? Для пассажирского самолёта?
На данный момент не существует пассажирских авиалайнеров с возможностью вертикального взлёта.
Создать такой самолёт, чисто теоретически, можно. Но зачем? Это нецелесообразно.
Если посадкой самолета считать касание всеми колесами поверхности земли, а взлетом считать отрыв от земли. Тогда единичные случаи ухода на второй круг после касания ввп можно считать взлетом после секундной посадки.