Может, хотя это происходит не очень часто. Из истории Древней Греции наиболее подходящим примером будет, пожалуй, Солон: не совсем философ, но часто включаемый в предфилософскую традицию; не совсем правитель, но важная фигура в истории становления афинской демократии.
Хмурая туча дождем проливается или же градом;
Пламенной молнии блеск в громе находит ответ.
А от великих людей гибнет город, и к единодержцу
В плен попадает народ, если в нем разума нет.
В Древнем Риме яркий пример философа-правителя - Марк Аврелий. Он был редким примером человека, успешного и как император, и как философ, оставив в качестве философского наследия "Размышления", которые до сих пор выглядят вполне современно.
Иногда, впрочем, не очень понятно, кого считать или не считать философом. Так, стандартный курс американской философии будет включать Бенджамина Франклина и других отцов-основателей США, которых относят к Американскому Просвещению. Франклин, например, помимо своей политической карьеры был инициатором создания Американского философского общества. Впоследствии в течение 18 лет общество возглавлял президент США Томас Джефферсон. Однако в большинстве случаев их идеи не были выражены в виде законченных произведений, а представлены в форме переписки, речей и т.п. К тому же, с философской точки зрения они не очень оригинальны, а транслируют общие установки Просвещения. Но это не помешало Стэнфордской философской энциклопедии включить развёрнутую статью про Джефферсона.
Из современных руководителей государств можно привести в пример президента Франции Эмманюэля Макрона - он действительно получил философское образование (его работы были посвящены политической философии Макиавелли и Гегелю) и даже успел поработать в академической философии. Во Франции, кстати, экзамен по философии является обязательным при поступлении в бакалавриат.
Впрочем, чаще философы предпочитают от непосредственного участия в политике отстраняться. Классические примеры - Гераклит и Платон. Первый был наследником престола в одной из греческих колоний, второй был из семьи афинских политиков, но отказался от политической карьеры после встречи с Сократом.
О причинах того, почему это так, можно говорить долго, но для философа, в конечном счёте, более органична роль учителя, советника, голоса разума; философские идеи с течением времени могут быть положены в основу политических и правовых концепций. В этом их важная гуманистическая функция; мы видим отражение многих веков развития философии в таких документах как, например, "Всеобщая декларация прав человека". Эти документы важны постольку, поскольку заставляют задумываться о важных социальных проблемах, задают стратегический вектор развития общества.
Вместе с тем, между философией и политической практикой существует определённое внутреннее трение. Философия учит сомневаться, ставить вопросы, осознавать сложность устройства мира, человека и общества. Политические идеологии, напротив, тем успешнее, чем они проще и понятнее для широких слоёв населения и, одновременно, чем они радикальнее делят мир на "своих" и "чужих", тем самым формируя чувство идентичности. Проблема в том, что философия как практика сопротивляется этому и тем самым оказывается плохой идеологией, а любая идеология - это плохая философия.
Да, почему нет. В числе уже сбывшихся случаев Несауалькойотль и Марк Аврелий, Сиракузы с 388 по 344 год до нашей эры, некоторые и Екатерину Великую с Фридрихом Великим считают философами на троне. Были также философы при тронах.
еще в некотором смысле царя Соломона можно записать туда же и индийского царя Ашоку
Хочет ли философ управлять государством? Думается мне, что философам ближе роль советников, чем правителей. Правители обязаны думать о делах насущных, а не системы философские строить.
Ну наверно может если может моль и стая саранчи