Вероятно, проблема либо в методе изучения таких текстов, либо в чрезмерной самокритике.
Что касается метода, многие люди читают научную литературу торопясь, взахлёб, часами, перегружая свою когнитивную машинку так, что у них не остаётся ресурса для корректного восприятия и усвоения прочитанного.
У меня раньше была такая проблема, я поборол её так. Я ставлю таймер и спокойно, вдумчиво читаю текст 20 минут. Если какое то предложение никак не могу воспринять, спокойно перечитываю по нескольку раз, пока не прилипнет. Если же и так не получается, лезу в поисковики и пытаюсь найти объяснение темы, описанное другими словами, но до этого редко доходит. Через 20 минут делаю 10 минутный перерыв, чтобы не перегрузиться, и таким образом часа 3 читаю, потом иду на 30 минутный перерыв, обычно покушать =).
По поводу самокритики, есть мнение, что при восприятии большого количества новой и непонятной информации в коре головного мозга выделяется слишком много дофамина. Голова перевозбуждается, мы начинаем чувствовать себя плохо, становимся раздраженными, мозг начинает крутить негативные мысли.
При этом вроде как ещё и падает уровень серотонина в мозге, который является балансиром нашего эмоционального состояния и подтормаживает нервные процессы, чтобы мы не "перегревались" особо. Вроде как чтобы его восстановить нужно больше себя хвалить и говорить "какой же я крутой потому что я такой то и такой то, знаю то то и то то, по сравнению с теми то", т.к. серотонин выделяется, когда мы чувсвуем себя социально доминантыми приматами.
Крч, эти вот штучки мне помогают хорошо и быстро учиться. Научную базу под вышесказанное не приведу. Плюс, всё индивидуально, поэтому, возможно, это всё просто плацебо. Но на мне работает, попробуйте ради эксперимента =).
Если человеку скучно и неинтересно учиться, то ему никто не сможет помочь, кроме него самого....