В буддизме миры — это сферы существования ума. Если ум способен переживать вещи доступные животным, значит он — в мире животных, если ум способен переживать, ощущать, понимать вещи, доступные людям, значит он — в мире людей. Животное не способно испытывать человеческие страдания и радости. Человек не способен переживать страдания и радости животных, божеств, адских существ. Собака может чувствовать тонкие запахи, летучие мыши могут ориентироваться в темноте по звукам, человек не может. Человек понимает, как возникает электричество, животные не понимают. У разных существ разные картинки мира в уме. То есть, все существа живут в одной и той же вселенной, но проживают эту вселенную в соответствии с ограниченностью своего ума. Будды способны переживать вещи доступные любым видам существ. То есть, будды могут как бы путешествовать по разным уровням вселенной, разным мирам. Также будды могут наблюдать состояние ума другого существа, как бы считывать его. То есть, будда может побывать в мире другого человека, подсказать, что он правильно понимает о реальности, а что видит сквозь фильтр иллюзорных представлений.
В буддизме личность или Я считается условностью, удобным названием для процесса, состоящего из мгновенных прерывистых элементов. Это как например есть условное название реки Волга. Можно представить, что это всегда одна и та же река. Но в реальности есть круговорот воды в природе, и эта река в каждый момент состоит из разного набора перемещающихся молекул воды, частиц земли, песка и прочих примесей. То есть, Волга существует только как место приложения нашего внимания. Мы обращаем внимание, что элементы снова и снова двигаются похожим образом, и придумываем для этого потока слово Волга. То же самое и с Я или личностью. Мы видим, что есть элементы, составляющие тело и ум. Эти элементы в разные моменты времени как-то связываются, составляют временные конструкции. Мы этот поток элементов называем Я. То есть, нет какого-то настоящего Я и ненастоящего Я. Есть условный поток, на который мы направляем внимание. Когда мы привязываемся к каким-то частям этого потока, будь то части тела или привычки ума, эта привязанность может не совпасть с реальностью и в результате возникает беспокойство, неприятные чувства. Будды рассматривают все процессы во вселенной как взаимообусловленные. Они видят не только круговорот воды, но и круговорот ума. Поэтому они не привязываются ни к чему, неприятные чувства не возникают, и есть только состояние счастья, свободы, покоя и чёткого понимания реальности.