Математика в целом определенна, хотя и проблематична в некоторой мере. Иное дело – философия. Сегодня она своя у каждого философа и соответственно ее соотнесение с математикой, а поэтому нет основания для обобщенной трактовки их соотнесения. И все потому что произошел не просто кризис философии, а ее крах подменой филодоксией и отказом от преемственности с классической философией древних греков и европейского средневековья. Что же касается философии в строгом смысле слова, то по Платону она – самопознание науки или наука о науке (см. диалог «Хармид»). Её субстанцией в определенной мере можно считать когнитивистику как науку о познании. При данном ее понимании у неё строгое соотнесение с математикой – она более общая наука по сравнению с ней и её главная функция (логика как руководство диалектического мышления) – эссенциалистский компонент методологии математики как органона ее теоретизации. В целом, философия объясняет функцию математики и детерминирует ее структуру. Можно надумать некоторое обратное воздействие математики на философию, попытки чего были
При осмыслении соотнесения философии и математики нужно иметь в виду тот факт, что до нового времени философией называли науку, а поэтому обычным было единство философского и математического познания мира (см. об этом Д Я Стройк. Краткий очерки истории математики2 М, 1978). В то же время собственно философия фактически не всегда непосредственно определяла развитие математики. Особенно актуально это в шедевре Эвклида - его геометрии. Эвклид практически применил диалектику как объяснение геометрии от простого к сложному. Его шедевр породил попытки перенести такой подход к философии. Наиболее существенным такой подход Спинозы, интересны мысли об этом И Канта. Ничего путного из этого не получилось, что признали многие авторитеты (см. Войтов А Г. Интеллектуальный капитал М. Канта, - М, 2006).
Важно иметь в виду следующее. Филодоксия, как божественная когнитивная попытка объяснения всего и вся, породила «философию математики», содержание которой явно показывает бесплодность притязаний филодоксов на развитие менталитета людей. Но без истинной философии не будет прогресса не только математики, но и общества.
Ожидаемый прогресс общества для социального «перелома» и «прорыва» возможен на основе философии как науки о науке, которая обеспечит теоретизацию наук, в том числе математики. Математика во многом стихийно диалектична, системна, теоретична, но все это относительно. Сознательная ее теоретизация обеспечит рост математической компетентности общества. Все это возможно при овладении диалектикой как «нашим лучшим орудием труда и острейшим оружием» (Ф Энгельс). Такой подход объясняется в моей брошюре (Математики и философия, - М, 2017), а его началом может быть усвоение «Уроки логического мышления» на Ютубе с 2020 год