Нет, это не оправданный компромисс. Программы, которые ведет, например, Познер, не являются системообразующими для канала. И программа «Познер» -- это не Первый канал. Просто программа «Познер» идет на Первом канале. Более того, эта система не будет разрушена, пока не будет прихода частного капитала в телевидения. А прихода частного капитала не будет, пока не будут гарантированы все эти, извините, демократические свободы и неприкосновенность частной собственности. Пока этого не произойдет, пока каналы не станут независимыми, серьезных изменений, в том числе в художественном вещании, не будет.
Но мы вообще все сейчас идем на большие компромиссы. У нас привычка, к сожалению, такая. И у этой привычки глубинные корни - они уходят и в православие, потому что «Христос терпел и нам велел». И новое православие, которое пришло на смену коммунистической идеологии, построено по тем же принципам. Нам все время будут припоминать, что «мы с жиру бесимся, а наши отцы и деды жили в бедности». У нас в этом смысле очень терпеливый народ. И, может быть, это неплохо, иначе мы давно бы бесконечно жгли друг друга и поднимали на вилы.
Идеальный выход из этой ситуации – постепенная эволюция. Но, начиная с 2002 года, мы живем в потерянном времени, в котором мы не сдвинулись вперед. Хотя еще пару лет назад мне казалось, что постепенное эволюционное движение в сознании людей возможно. Что мы будем двигаться в сторону западно-европейской демократии или северно-европейской, которая к нам ближе. Но, к сожалению, нам для этого нужен просвещенный монарх, а у нас непросвещенный.