Здравствуйте, уважаемые Дамы и Господа!
Недавно перечитывал грамматику латинского языка и обратил внимание на повелительное наклонение (imperativus).
В латинском языке императив имеет два времени: настоящее и будущее (imperativus praesentis et imperativus futuri). Первое употребляется для единичных случаев в ближайшем будущем, второе - как наставление для постоянного исполнения (обычно в римском праве).
Настоящее время императива имеет формы только для второго лица, вместо остальных употребляется сослагательное наклонение (conjunctivus praesentis). Будущее время имеет и второе, и третье лицо.
Однако в страдательном залоге отсутствует форма второго лица множественного числа.
Спряжение глагола audio/audire (слушать, слышать):
Imperativus praesentis
------------activi------passivi
2 sing-----audi-------audire
2 pl--------audite-----audimini
Imperativus futuri
-----------activi--------passivi
2 sing----audito------auditor
3 sing----audito------auditor
2 pl-------auditote------???---
3 pl-------audiunto---audiuntor
Для меня непонятно, как в таком логичном языке, как латынь, мог быть такой пробел? Куда пропала форма 2-го лица множественного числа imperativus futuri passivi? Может быть, она исчезла в архаический период, но какой она была? И чем они ее заменили?
Странно, что авторы учебников игнорируют этот пробел. Они дружно ставят прочерк на месте 2-го лица множественного числа и приводят оставшиеся формы.
В принципе для императива вообще странно иметь формы страдательного залога второго лица: amare! (будь любимым!) amamini! (будьте любимыми!) Но, если нет формы 2-го лица множественного числа, не должно быть и формы единственного числа. Но она есть: amator! (будь любимым!)
Однако есть так называемые отложительные глаголы, которые имеют страдательную (или возвратную в других языках) форму, но действительное значение (например, русские отложительные глаголы смеяться, улыбаться возвратные по форме, но действительные по значению).
Такие глаголы имеют форму imperativus futuri passivi, но значение imperativus futuri activi.
Так, глагол initor/initari (подражать) имеет форму 2 sing inintator (подражай), но нет формы 2 pl подражайте.
Пусть это и наставление в правовом акте, но естественно сказать: подражайте, если можешь сказать: подражай.
В Древнем Риме были грамматисты, которые писали книги по латинскому языку. Они и придумали название: отложительный глагол (verbum deponentium). Греки такие глаголы считали аномальными. Возможно, в древних книгах есть указание на эту форму.
Может быть, кто-то знает латынь лучше меня и сумеет пояснить эту ситуацию. Буду очень признателен за содержательный ответ.