События в Казахстане в начале 2022 года имеют под собой довольно объективную причину - усталость народа от авторитарного режима Нурсултана Назарбаева, тормозящего развитие страны, а значит, фактически препятствующего улучшению жизни граждан.
Дело в том, что Казахстан попал в так называемую "ловушку средних доходов". Это экономическая ситуация, сложившаяся в стране, при которой развитие остановилось на определенном уровне, при этом страну нельзя считать развитой, но в целом она уже не является "неразвитой". В этом Казахстан схож с другими государствами - Россией, Беларусью, Турцией и прочими.
Верить белорусской, российской или казахстанской пропаганде, которая заявляет о неком внешнем вмешательстве нельзя, поскольку все эти режимы родственны по природе: фактически страной управляет диктатор, на котором завязана политическая система. Всё же стоит отметить, что в каждом из этих государств есть своя специфика режима, в Казахстане, например, в отличие от России или Беларуси, имеют влияние кланы, они же "жузы" и т.п. В целом диктаторы уже нелегитимны (не по букве закона, но по признанию народом их власти) по тем или иным причинам внутри своих государств: Лукашенко на самом деле проиграл выборы Президента РБ, что видно из социологических опросов или тех же белорусских протестов 2020-2021 гг., однако нарисовал себе голоса, чтобы оставаться в кресле и жестоко подавил митинги; Владимир Путин по духу демократической Конституции не мог идти на свой третий срок после Дмитрия Медведева, но всё же сделал с ним циничную "рокировку" (Президент <--> Премьер-министр), зацепившись за слово "подряд" в прежней редакции Конституции РФ, которую в 2020 году ещё и меняет под себя и "обнуляет" свои сроки, но Нурсултан Назарбаев превзошёл в своей нелегитимности и образовании целого культа личности их обоих. Во-первых, он занимал высший пост в государстве ещё со времён Казахской ССР, а именно с 1989 г. в качестве Главы ЦК КП КССР, то есть уже 29 лет. В 2019 году произошёл транзит власти к новому Президенту Казахстана, должность которого по настоящий момент занимает Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. При этом Назарбаев занял пост председателя в Совете Безопасности Республики, на котором он мог оставаться пожизненно согласно закону о Совете Безопасности, поскольку он являлся Первым Президентом Республики Казахстан. Кстати, при Назарбаеве Конституцию меняли 5 раз - в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 гг. При этом важно понимать, что влияние Назарбаева никуда не ушло, ведь как я уже упоминал, довольно сильное влияние в системе управления государством играют кланы - жузы. Нурсултан Назарбаев принадлежит к старшему жузу, причём к сильному роду внутри него, в отличие от Токаева. Исключать распределения влияния элит по родовой принадлежности не стоит. Во-вторых, в 2019 году столицу Казахстана переименовали из Астаны в Нур-Султан, думаю, понятно, в чью честь. В-третьих, ещё при жизни Назарбаева, ему уже поставили несколько памятников по всей стране (во время протестов один из них в городе Алматы был снесён протестующими). В-четвёртых, Нурсултан Назарбаев целых два раза обнулял себе сроки через изменение Конституции, в 2000 году через решение Конституционного суда, а затем в 2007 году поправками в Конституцию, где прямо указывается определение понятию Первого Президента РК (ст.46) и снимается ограничение для него на переизбрание более двух сроков подряд (ст.42). В-пятых, Назарбаев ещё в 2010 году получил особый титул "Елбасы", что означает Глава государства или Лидер нации.
Всё это в определенной мере доказывает авторитарный характер режима Назарбаева, причём зашедший даже до переименования столичного города по имени, собственно, автократа и постановки ему прижизненных памятников, чего себе ни российский, ни белорусский лидеры не позволяют. Итак, нелегитимность в глазах народа заложена в самой природе подобных режимов, сохраняющихся несколько десятков лет при одном фактическом правителе.
Цель пропаганды заключается в том, чтобы отвлечь внимание граждан от внутренних проблем, которые возникают по причине стагнации в экономике и политике, и перевести их на некие внешние угрозы, которых на самом деле не существует. Автократы поддерживают друг друга, чтобы как можно дольше оставаться у власти. Собственно, в том числе по причине взаимоподдержки диктаторов были введены войска ОДКБ. Их реальное назначение остается не совсем понятным, поскольку у Казахстана есть широкий аппарат обеспечения порядка, правоохранительные органы и достаточно хорошо оснащенная армия, на фоне которых контингент ОДКБ численностью приблизительно в 2000 человек является каплей в море и нет никакой необходимости для официально объявленной причины ввода войск - охраны стратегических объектов. Вероятно, Токаев призвал иностранных солдат для морального воздействия на протестующих, ведь иностранные войска на территории суверенного государства воспринимаются не также, как внутренние органы обеспечения правопорядка.
Сами протесты начались 2 января с резкого повышения цен на сжиженный газ, который является основным топливом в стране, вдвое (с 0,11$ до 0,27$ за литр), что объясняется переводом ценообразования на рыночный метод регулирования. Интересно отметить, что даже с учетом такого повышения, эта цена всё равно ниже, чем в России (≈0,31$).
Экономические требования граждан довольно быстро сменились политическими, что говорит о всплеске "накипевшего" за долгие годы авторитарного правления Назарбаева. Стоит упомянуть, что главным лозунгом митингов была фраза "шал кет", что переводится с казахского как "старик, уходи".
Власти приняли решительные меры для успокоения протестующих: 4 января - объявление о снижении цен на газ до прежних 0,11$/литр; 5 января - отставка Правительства и смещение Назарбаева с поста главы Совета Безопасности и замещение этой должности действующим Президентом Токаевым (что можно считать целым переворотом, если смотреть с точки зрения закона о Совете Безопасности). Несмотря на это, успокоить волнения смогли только с помощью применения силы правоохранительными органами.
В Казахстане как таковой официальной оппозиции нет, поскольку она была уничтожена во время правления Назарбаева, люди не могут выражать своё мнение через избранных в парламент лиц, у них нет легальной альтернативы действующему режиму. Поэтому протесты приобрели стихийный характер. Поскольку нет лидеров оппозиционных сил, которые могли бы четко сформулировать требования народа к власти и провести переговоры, прийти к определенному компромиссу или даже просто успокоить толпы людей, чтобы не было наблюдаемых последствий с десятками пострадавших и даже убитых лиц, власть вынуждена действовать силовым путем, подавляя протестующих, а не договариваясь с ними. Насилие порождает лишь больше насилия, потому мы видим печальные итоги данных событий.
Таким образом, за всеми массовыми протестами стоят не абстрактные внешние силы, террористы или прочие "раскачиватели лодки" из-за рубежа. За ними стоят сами власти, лично автократ Назарбаев, многолетняя политика которого в итоге привела к смертям множества людей, не только со стороны гражданских, но и среди силовиков защищавших его режим, массовым погромам в Алма-Ате и исчезновению самого, некогда Лидера нации с политического поля, не высказавшего ни единого слова по поводу случившейся трагедии.