Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто из известных иконописцев не нуждался в деньгах, кроме как на пропитание и краски?

Искусство и культураИскусство+2
Тимур Замилов
  ·   · 1,3 K
Образование, искусство, философия  · 23 янв 2022
Вопрос, по меньшей мере, странный. Дело в том, что писание икон канонически значительно отличается от создания других живописных изображений. Основным отличием в процессе работы было особое состояние иконописца, которого он достигал многодневным и ежедневным трудом. Не всякий человек, даже художественно одарённый, мог стать иконописцем. Необходимо было особое нравственное состояние. Вот что говорит об этом Стоглав (сборник решений Стоглавого собора 1551 года). Глава 43 называется "Соборной ответ о живописцех и о честных иконах". Уже второе предложение гласит: "Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейна, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением..." По сути, это призывало иконописцев к довольно строгому монашеству. Положения Собора неукоснительно соблюдались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви. Однако иконописцы и после реформы, подготовку к написанию иконы соблюдали строго. Да и само писание икон называли на Руси "духовным деянием", а саму икону "зримой молитвой".
Зачем иконописцу-монаху, посвятившему свою жизнь этому "духовному деянию" нужны деньги? Доски, материалы, пропитание, одежда... А что ещё? Другое дело, если речь идёт о многочисленных ремесленных иконописных артелях, которые во множестве расплодились в 18-19 веках. Но это совсем иное, практически почти светское искусство.
1 эксперт согласен