Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кому принадлежит фраза: "Описывать бесполезно - смотреть!"?

Александр Трофимов
  ·   · 3,7 K
Железная логика нашего языка или азбучные истины:...  · 5 авг 2022
«Я иду, он мне кивает, она машет мне рукой!»
Что всё объединяет? То, что я, используя свою речь, описываю, что происходит в окружающем вокруг меня пространстве: то, что вижу, о том и говорю. Мы в большей части рассказываем о том, что видели сами, или о том, что видели другие.
Между тем, что мы увидели, и нашими возможностями об этом рассказать есть определённые сложности. Здесь очевидно: то, что мы видели, описать всё слов не хватит — проще показать. Поэтому говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
С каждым словом у нас связан ассоциативный ряд образов, который имеет отношение не только к данному слову, а к нескольким близким по смыслу словам. В нашей памяти формируется своеобразная «подборка картинок».
Мы слышим слово, и у нас в первую очередь возникает образ того, с чем мы чаще всего сталкиваемся. Что мы видим? Укроп.
Нет, правильно говорить: изображение укропа, укроп растёт в огороде.
Для торговца специями растение выглядит вот так:
Получается, трудно не только рассказать, но и правильно понять!
Другой пример из случайной цитаты: «В углу стоял стол. Он подошёл и сел за стол».
Мы не уточняем многие детали: стоял ли там стул и на него ли он сел. У каждого в памяти есть свои отличные в деталях образы, но мы знаем, что стол на даче, в квартире и на известной картине в общем мало имеет принципиальных различий. И мы знаем, что обычно садятся на стул и за стол.
Но если мы говорим о Туркмении или о других мусульманских странах, то здесь образ стола и стула не возникает.
Т. е. мы в общении используем слова-понятия и связанное с ними ассоциативно-образное восприятие этих слов. На этой основе у нас формируется общепонятный язык общения. Но так можно общаться только до тех пор, пока есть единый и понятный всем запас и образов, и слов.
Кошка
…Вот это стул, —
На нем сидят.
Вот это стол, —
За ним едят.
Свинья
Вот это стол, —
На нём сидят!..
Коза
Вот это стул, —
Его едят!..
Самуил Маршак «Кошкин дом»
Часто у нас и у нашего собеседника возникают различные по смыслу образы и ассоциации. Мы слышим слово, но не уточняем в этом случае, о чём говорит наш собеседник, и начинаем думать и понимать всё иначе. Т. е. это тот случай, когда «мы говорим на одном языке и не понимаем друг друга».
Мы, носители языка, имеем в основном различную визуально полученную информацию, связанную с словами объясняющие некоторые события, предметы и действия. Мы помним, что происходило в данной ситуации, как это происходило, к каким результатам это привело.
Т.е. в нашем сознании сформировались причинно-следственные связи. Как мы можем объяснить смысл слов «говорит» и «говорим»?
Слово «говорим» подразумевает, что мы общаемся, что-то обсуждаем, обмениваемся мнением, информацией, стремимся найти общее, установить взаимопонимание. Слово не используется в единственной форме.
Когда это не получается, мы подводим печальный итог: «Вот и поговорили!»: в смысле – не поняли друг друга.
А какой смысл заложен в слове «говорит»? «Кто это ещё там говорит»? «Да мало ли кто и что говорит»! Смысл в том, что кто-то извлекает не просто звуки, а слова. Но понятно ли нам, о чём он говорит, слушаем ли мы этого человека?
Значит, между тем что мы понимаем под «говорит» и «говорим» – огромная разница.
Индивидуальное восприятие слова есть даже у носителей одного языка: какие образы остались в памяти у нашего собеседника и какие причинно-следственные связи появились в его «полках» и «папках» за время его жизни, об этом можно только догадываться.
В результате довольно часто возникает взаимонепонимание, которое особенно трудно преодолеть людям различной культуры и традиций.
Благодаря записи одной буквы в разных формах одного слова мы приходим к различным умозаключениям, значительный объём информации, её восприятие, правильное понимание предопределено изменением звука в нашей речи.
Вывод: несмотря на то, что различные формы слова очень похожи, но они имеют отношение к различным темам разговора. Понять смысл слов мы можем только в контексте всего связанного с данным словом.
Значит правила грамматики, разбор слов на морфемный состав – дают общую систему в правописании, позволяют сгруппировать, систематизировать в какой-то степени в общем смысловом понимании слова, но не являются основой этого процесса.
По этой причине мы стараемся сохранить смысловое значение слова (ту самую нить, связь с нужной информацией в нашей памяти). Учим не только правильно произносить и писать слова, но также создаём словари в которых объясняем связь образов и слов.
Для этого же служит и различного рода литература, где мы получаем представление о неких событиях, о существующих при этом причинно-следственных связях благодаря чему формируем понятия о предмете разговора с которыми не сталкиваемся в реальной жизни.
Сегодня мы имеем возможность всё переспросить у других или узнать, как правильно понимать смысл слова или выражения в словаре. Как быть, когда написанное предстоит прочитать будущим поколениям, которые будут жить спустя тысячелетия?