Суть когортного анализа состоит в том, чтобы анализировать поведение групп людей, объединенных по какому-либо признаку, за определенный период времени.
Да, когортный анализ до гениального прост, хотя и необычен, поэтому воспринимается не сразу. Необычность его в том, что в большинстве методов анализа клиентской базы берется срез как-бы «поперек» — на какую-то дату, а в когортном анализе — «вдоль» всего жизненного цикла клиентов.
Когортный анализ в последнее время становится все более популярным, все большее число аналитиков осваивают его и начинают им пользоваться. Google Analytics даже не побоялся включить этот инструмент в свою систему, изначально рассчитанную на широкий круг пользователей.
Конкретные примеры построения когортного анализа можно найти здесь.
Когортный анализ отлично подойдет например для тщательного исследования оттока и особенностей поведения ваших клиентов.
Он подразумевает разделение базы на когорты – например, в зависимости от даты первой покупки или подписки. Далее вы делите интересующий вас период на интервалы (недели, месяцы, кварталы) и прослеживаете динамику действий каждой группы.
Когортный анализ оттока позволяет выявить взаимосвязь между отношением клиентов к вашему продукту и внедряемыми решениями: например, если вы замечаете большие потери на начальном этапе, возможно, необходимо улучшить процесс онбординга для новых пользователей.
А вот значительный отток давних клиентов может быть связан с нововведениями, которые появились у вас в определенный момент: добавились/исчезли некоторые функции, изменилось соотношение цены и предоставляемых услуг, усложнилась прямая коммуникация с отделом поддержки (хотя вы рассчитывали улучшить customer success, подключая бота) и т. д.