Стоит развести понятия "профориентация" и "профессиональное самоопределение". Профориентация, условно, это знакомство с миром профессий, но запрос родителей чаще касается помощи в профессиональном самоопределении школьника. То есть получается профориентация это внешний процесс, часто направленный на, чтобы "склонить" к определенному выбору, а то время как профессиональное самоопределение это внутренний процесс, тесно связанный с личностным самоопределением.
Поэтому про профориентацию: Начинать знакомить с миром профессий начинают уже в дошкольном возрасте, в том числе в институтах формального образования, школьнику уже можно посещать практические мероприятия, от мастер-классов по приготовлению стейков, пожарных станций, заводов мороженого до интерактивных музеев РЖД. Зависит от возможностей родителей и города. Но лучше делать это системно, с учетом дальнейших возможностей реализации и личных особенностей (например, здоровье. условный пример: Мечтать быть летчиком, имея порок сердца, в 4 года это одно, но в 17 лет подобное имеет другие варианты развития). Опять же есть ряд профессий, куда затруднен поздний вход (балет или подготовка в художественные вузы в 11 классе не может начинаться, да бывают исключения, но они очень редки). Поэтому чем раньше начать об этом думать, говорить и обсуждать, тем более широкое поле выбора.
Про профессиональное самоопределение: Позволяет понять где себя лучше можно применить. Бывает то к чему талант и получается легко не вызывает интереса, или наоборот интересно то к чему ни способностей, ни возможностей, и тогда искать другие варианты (смежные или близкие профессии, способы обойти ограничения). Тут тоже лучше рано, чем поздно начинать осознавать и понимать свои способности, возможности, интересы. Важно учитывать, что со временем все это меняется и есть определенная возможность передумать.