Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Когда отменят транспортный налог?

НалогиАвто+2
Sergey Kocherov
  ·   · 6,5 K
Директор Института экономики транспорта и транспор...  · 15 июн 2017

Ответ сильно зависит от того, речь идет о правоприменительных реалиях нашей страны или о научных взглядах на эту проблему. С точки зрения правоприменительных реалий, это вообще не надо делать, потому что транспортный налог в России — это для бедных дорожных фондов во многих субъектах РФ жизненно важный источник их формирования, на который больше никто не претендует. Второй источник — это акцизы на топливо, но 40% доходов от них уже попали в общие доходы федерального бюджета. Поэтому при нынешних реалиях я бы вообще транспортный налог не трогал.

Если говорить о научной стороне дела, о перспективе на ближайшее будущее, то она абсолютно банальна. Существующая система налогообложения пользователей дорог на городских улицах — это вполне архаичная штука, сформированная где-то между 1908-1956 годом, то есть очень давно, когда никто собственно не мог измерить, сколько километров какой автомобиль пробежал по дороге, не было такой аппаратуры, и возможности. Поэтому и была принята схема, которая существует во всех странах мира с небольшими вариациями. У нее есть условно постоянная часть налогоплатежа, которая называется транспортный налог, и переменная часть, которая называется налог по цене топлива. Вот эта схема в разных вариантах существует очень давно, сто лет примерно.

Но сейчас, когда IT-оснащение и автомобилей, и дорог стало уже чрезвычайно плотным и аккуратным, никто не мешает измерить напрямую, сколько я проехал километров по дорогам высшей категории, по городским улицам, по проселочным дорогам. Соответственно, возникает специальная система налогообложения, которая называется pay as you go (сколько еду, столько плачу). То есть я плачу за каждый километр по очень четко дифференцированной шкале в зависимости от того, какой у меня автомобиль и по какой я еду дороге. Согласно консенсусу, который есть в мире, на эту схему страны мира перейдут до конца следующего десятилетия, то есть в самые ближайшие годы. Вот в рамках этой схемы какой там транспортный налог? У тебя стоит счетчик, который считает, сколько ты потребил, как электроэнергию или воду. Вот потребление, ты за него заплати. Тогда нынешние разговоры об условно постоянной части транспортного налога и переменной части акциза на бензин – все это умрет. Когда мы до этого доживем – никто не знает. 

Вопрос нетривиальный. Сейчас я, автомобилист, как и 4,5 млн моих собратьев в городе Москве, плачу за то, что езжу по асфальту в городе и вне города, довольно хитрым образом. У меня есть транспортный налог сообразно мощности двигателя, и есть налог в цене бензина – он называется акцизом, и я его плачу более-менее сообразно тому, сколько километров проехал по улицам и дорогам страны. Такая система налогообложения исторически сложилась не только в России, но и во всем мире. Но потихоньку она уйдет в прошлое, и мы перейдем к налогу pay as you go tax – сколько еду, столько плачу. Сейчас и на дорогах, и на улицах, и у меня в автомобиле полно электронных фишек. Ничто не мешает измерять мой пробег за месяц и выставлять мне счет, как за электричество. Вот я проехал за последний месяц 1000 км, из них половину – по городскому центру в пределах Садового кольца, где каждый километр мне оценят в 1 рубль. А еще половину своего пробега я выполнил где-нибудь в провинции, ездил по деревенькам Московской области, и за этот километр мне насчитают не 1 рубль, а 20 копеек. И если у меня маленький автомобиль, мне насчитают 1 рубль, а если у меня большой автомобиль, то насчитают 3 рубля, и так далее. То есть это будет нормальная тарифная сетка сообразно мощности автомобиля и месту выполнения поездки. Пилотные проекты на эту тему уже запущены в десятках стран мира, и если называть сроки, то просвещенные страны перейдут к такому справедливому налогообложению уже к 2020-2025 году. Ведь в том, что сейчас у меня берут транспортный налог по мощности и еще акциз в цене бензина, есть элемент несправедливости. Потому что 1 литр бензина я могу сжечь на бульварном кольце, а могу где-нибудь между Костромой и Кинешмой. Понятно, что из общих соображений за движение по бульварному кольцу за меня надо взять побольше, а за движение там, где я никому не мешаю, поменьше. Грубо говоря, сейчас такая штука действует для тяжелых грузовиков на федеральных дорогах и называется «Платон». Представьте, что лет через десять она будет на всех улицах и дорогах для всех автомобилей. Гораздо справедливее, чем сегодня. Кроме того, транспортный налог не учитывает, что у меня мощный автомобиль, но я старый дед и езжу только на дачу в летние месяцы раз в неделю. Все равно надо платить большой налог, потому что машина большая. В этом есть какая-то нелогичность. Так что потихоньку мир от этого избавится, и Россия тоже.

Его и так включи в акцизы на бензин уже,  для того чтобы отменить в дальнейшем, только вот что-то про это забыли... Читать дальше
Студент- практик- юрист.  · 15 июн 2017
Относительно счетчика, предложенного выше.  Тут стоит вспомнить про систему ЭРА ГЛОНАСС (или как там ее), которую хотят применять на всех автомобилях, однако некоторые производители не согласны с этим и попросту "уходят" из... Читать далее