Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Когда именно стихи С.Есенина появились в школьной программе по литературе в СССР?

ЛитератураСсср+2
Alexander Erofeev
  ·   · 2,3 K
Доктор филологических наук, профессор. Интересы:...  · 22 февр 2021

Лично я могу свидетельствовать по этой теме лишь со второй половины 1940-х годов, когда я сам был школьником (1942-1952), и относительно двух-трёх следующих десятилетий. В моё школьное время Есенина не только не было в школьной программе (вероятно, на так называемых обзорных уроках по литературе в 10 классе он мог так или иначе упоминаться, быть может с цитированием, но это зависело исключительно от квалификации и инициативы конкретного учителя), но и его стихи оставались недоступными для массового молодёжного читателя. Первое доступное, очень "избранное", издание его лирики появилось только в 1957 г. в виде то ли однотомника, то ли двухтомничка обычного формата в мягкой обложке, изданного большим тиражом Гослитиздатом. Это, конечно, не значит, что ИМЯ Есенина было малоизвестно в стране; напротив, как раз имя его было известно довольно широко, но по большей части в виде беззлобных обывательских сплетен-пересудов-слухов о его "хулиганских" стихах (которых при этом не знали или опасались декламировать, особенно при детях), но и то мне такого рода упоминания о нём в разговоре взрослых запечатлелись не более двух раз, один раз - в связи с именем Айседоры Дункан по поводу ее мемуаров, почему-то где-то кем-то упомянутых в газете или газетах. Это - всё! Сколько мне известно сейчас, в 40-х - начале 50-х были какие-то малотиражные издания Есенина, до массовых библиотек они не доходили и широкого хождения в низовой читательской среде не имели. И знание Есенина, его творчества, его значения, его былой широчайшей популярности, и, возможно, какие-то содержательные, серьёзные разговоры о нём на уроках в 10-х классах или на лекциях в вузах, разумеется, были, но это было свойственно только культурной среде столиц, крупных университетских центров, однако моё детство, отрочество, юность и даже вся студенческая пора протекали в обстановке отдалённых от крупных культурных центров провинциальных регионов и до таких, как я тогдашний, школьников и студентов (филологов!) всё это просто-напросто не доходило!.. Видимо, отголоском повсеместной и всенародной популярности Есенина в довоенную пору было 3-е издание его "Стихотворений" в малой серии "Библиотеки поэта" в 1953 году, но это издание если и не было вовсе малотиражным, то в любом случае разошлось мгновенно в среде наиболее осведомленных и расторопных любителей и ценителей: я, во всяком случае, ни разу за всю свою жизнь этой книжечки не держал в руках и не встретил на полках букинистических магазинов (не говоря уже о первых двух изданиях!). Так что новым - послевоенным - поколениям читателей Есенин-поэт стал доступен, только начиная с 1956-1957 годов (в 1956 вышло в свет 2-е изд. "Стихотворений и поэм" в большой серии "Библиотеки поэта") и в особенности с 1961-1962 годов, когда полумиллионным тиражом вышло в свет 5-томное собрание сочинений, продублированное вскоре (в 1966-1968) еще раз, а потом были два "огоньковских" 3-томника (почти 2-миллионный и почти миллионный) и дополнявшиеся издания его собрания сочинений. Однако, надо подчеркнуть, наличие всех этих изданий и широчайшая доступность текстов поэта отнюдь не означает того, что его ТЕКСТУАЛЬНОЕ изучение было включено в школьную программу как ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ тема. По крайней мере, хотя на протяжении 60-х, 70-х и даже, отчасти, 80-х годов я регулярно читал лекции школьным учителям старших классов по русской и советской литературе по линии Институтов усовершенствования учителей в Ленинграде, на Дальнем Востоке и на юге Украины, мне не вспоминается НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ, чтобы мои слушатели просили хоть как-то высказаться по поводу преподавания школьникам есенинских текстов. По-моему, это, хотя и КОСВЕННО, свидетельствует о том, что в "застойные" советские времена хоть сколько-нибудь СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ изучение творчества Есенина в средней школе не стало традицией. К сожалению, более определённо по этому вопросу я ничего не могу сказать...

как минимум это говорит о том, что в СССР были методы и подходы - была система направленная на ОБРАЗОВАНИЕ вот...