Санкции, рестрикции и репрессалии — один из основных инструментов мировой политики. Применяли и применяют их тысячи лет. Еще в древней Греции известны случаи их использования Афинами и Мегарским союзом.
Однако при всем их внешнем лоске и даже пафосности реальный урон стране-цели от санкций остается довольно-таки небольшим. При своей мирной природе и бескровности они позволяют решать ряд задач по государственному строительству.
Хофбауэр выделяет три основных цели введения санкций:
1) демонстрация решимости — санкции применяются в политических целях перед крупными электоральными событиями, а также в тех случаях, когда цена бездействия выше по рискованности, нежели чем затраты на задействование рестрикционного механизма;
2) предовтращение — используются в ситуациях, когда репрессалии помогут предотвратить в будущем негативные геополитические сценарии (например, США ограничивают перетекание новых технологий в Иран, дабы сдержать фактор развития ядерных сил в этой стране);
3) внутриполитические игры — санкции, наложенные на внешних акторов могут серьезно поменять правила игры на внутриполитической арене, а также дать понять народонаселению, что их руководство всерьез озабочено безопасностью граждан (пересекается с первой целью).
Реально опасными санкции могут стать только для стран, обладающих небольшим запасом ресурсов, слабой армией и низкой электоральной поддержкой властей населением. Зачастую санкции одного крупного игрока против другого, протекающие незаметно для обоих служат, на самом деле, предуредительным сигналом этим третьим странам, дабы контролировать их поведение (и голосование в международных институтах).
В вопросе указано, что Китай собирается ввести санкции против США, но мы как-то забываем, что именно американцы начали взаимное перебрасывание рестрикционными мерами. Так, Трамп подписал закон и президентский указ о привлечении Китая к ответственности за его «действия по оказанию давления на народ Гонконга». В числе прочего, пакет документов предусматривает отмену особого статуса Гонконга, прекращение передачи «особого чувствительных технологий» в этот полунезависимый город, введение масштабных визовых санкций против сотрудников компании «Huawei», серьезно наступающей на пятки лидерам электронной области США.
Затевая санкционную войну, администрация Трампа в лице Госдепартамента явно не рассчитывала, что Китай мгновенно обернет тот же самый приём против них самих, ударив по главной «священной корове» для Штатов — оборонно-промышленному комплексу. Масштабные и мощные рестрикции против Lokheed Martin и точечно против сенаторов, озаботившихся уйгурским вопросом — действительно вызов для США, считавших ранее санкции именно суверенным инструментом своей внешней политики. Этот щелчок по носу Трамп и Помпео уж точно спускать не будут, а лишь усилят свои антикитайские выпады.
К чему это приведет? Ни к чему особенному. Дипломатические связи между странами внешне будут портиться, однако их экономики так сильно связаны товарно-денежными отношениями, что это никак не приведет к открытой эскалации конфликта. Не стоит также забывать, что и США, и КНР являются постоянными членами Совбеза ООН, имеющими право вето. А значит и дипломатическое принуждение мирового сообщества к прекращению конфликта оказано не будет. Они и дальше продолжат перебрасываться пакетами репрессалий.
Может ли Россия следовать примеру Китая? Казалось бы да, но есть и определенная разница нас и КНР. Помпео абсолютно четко и верно отметил роль КПК в разворачивающихся событиях. Китайская экономика строится все же, как бы кто из мэтров левого движения не отказывался этого признавать, как организационно-плановая.
Правительство и бизнес-элиты Китая все составляют одну большую систему, любое инакомыслие и личные корыстные интересы жестко (а иногда и жестоко) подавляются. У нас же такого нет. Российские элиты строптивы и имеют свои интересы. Рыночные. А это значит, что они спокойно смогут и договориться с соперником, коли будет на то целесообразность.
Санкционная схватка между Китаем и США похожа на партию в игру го. Для каждого из соперников важно окружить позиции противника, не дать расширить свое влияние и свои территории, не позволить выстроить устойчивые связи между группами «войск» врага. Пока игра проходит с паритетом.
Вот только американцам не стоит забывать, что в этой игре доска-гобан и камни произведены в КНР да и правила придумали они же, причем пять тысяч лет назад.
Это только усугубит ситуацию и повлияет на мировую экономику. Так как нарушится баланс. И взаимные санкции негативно повлияют на товарооборот между странами.
По моему мнению. Китай должен давно приобрести свои действие. Так как США не уважительно ведет переговоры с Китаем не хочет подставлять Китаю те ресурсы которые нужны Китаю. Китай так держать