При расстройствах пищевого поведения мы обычно рассматриваем три фактора —генетический, социальный и личностный. Никто не знает, что является первопричинным фактором. Никто не знает, спровоцировала ли расстройство специфическая структура личности, картина личности при расстройстве пищевого поведения, или она сформировалась и укоренилась во время этого расстройства.
Если говорить об особенностях, я бы выделила заниженную самооценку. Расстройство пищевого поведения очень часто бывает ловушкой: когда у человека заниженная самооценка, и он начинает (если мы говорим про анорексию) худеть, эта болезнь становится способом ее повысить. Такой человек худеет, у него это получается, он видит меньшую цифру на весах, самооценка повышается. Тогда очень сложно из этого вылезти: ведь это единственная сфера, где я могу чувствовать себя успешным.
Еще с этим связано отсутствие уверенности в себе. Это, в свою очередь, связано с социальной замкнутостью, прикоторой человек закрыт, очень стесняется и боится. При расстройстве пищевого поведения очень часто бывают бедные социальные контакты. Они все больше обедняются в течение заболевания, потому что человеку трудно. Он сконцентрирован на теме питания, а практически любая коммуникация и тусовка сопряженыс тем, что нужно поесть. Это бывает очень тяжело. Ведьу человека есть определенные правила, которые он себе придумал и которых он придерживается. Поэтому ему проще быть одному. Плюс к этому, его интересы обычно тоже упираются в тему питания. Он про это думает большее количество времени. Ему становится менее интересно, что происходит у других людей. Он теряет в принципе потребность общаться.
Также я могу выделить перфекционизм – если человек за что-то берется, он должен это сделать на шесть с плюсомиз пяти. Это очень затрудняет жизнь. Это тяжело, когда у тебя есть несколько сфер твоей жизни, времени 24 часа в сутки, а ты должен везде успеть и все сделать идеально.
Еще я могу выделить такую ригидность мышления, когда человеку очень сложно быть гибким — в своих планах, в том, что происходит вокруг. У него обычно есть сформированная точка зрения на все, и ему трудно от нее отказаться. Это мышление, оно обычно черно-белое. Если все произошло по тому плану, который я у себя в голове имею, тогда окей. Если вдруг хоть на один процент пошло не так, тогда это катастрофа. Человек находится либо в состоянии удовлетворения от того, что происходит, либо в депрессивном фоне с черно-белыммышлением. Еще таким людям очень часто важно все контролировать и держать под контролем. Есть такие обсессивно-компульсивные тенденции: у человека стоит ваза на столе, и он не может уснуть, пока он не переставит ее туда, где она должна стоять ровнее. И, конечно же, это дисморфофобия — зацикленность на теле и внешности. Что является причиной, а что — следствием (болезнь вызвала дисморфофобию или дисморфофобия вызвала болезнь), можется оставатьсябольшим вопросом.