1. Каково это, быть маркетологом и (или) PRщиком?
Нормально (-: Но приходится сталкиваться с нелюбовью людей к рекламе и маркетингу. Многие считают верным утверждением, что хорошему продукту реклама не нужна. Но это не так — сами можете вспомнить кучу примеров хороших продуктов, которые всё равно рекламируются.
Дело в том, что мы живём в глобальном мире. И без рекламы мы можем узнать о крайне малом числе товаров и услуг. Условно, те что рядом с домом или по нашим маршрутам. Да, маркетологи могут манипулировать фактами, вводить в заблуждение. В мире куча некачественной рекламы. Но это с любой работой.
Некоторые ответят, что сарафанное радио поможет. И будут правы. Но сарафанное радио это продукт хорошего маркетинга. Потому что маркетинг это даже выбор — делать хороший, качественный товар, или некачественный ширпотреб, зато дешевле. Анализируете целевую аудитории, их потребности и придумываете каким образом вы можете их решить — каким будет товар. Это уже маркетинг, хотя до рекламы дело ещё не дошло. Сделать упаковку, которая поможет выделиться на полке — маркетинг. Сделаете слишком «крутую и стильную» упаковку для продукта эконом-класса — вызовите непонимание и недоверие покупателей. Сделаете вывеску у магазина и откроете его там, где бывают покупатели — маркетинг.
2. И какую литературу вы читаете, для совершенствования своих навыков в этой(их) специальности(ях)?
В основном, это десятки, если не сотни сайтов, из которых узнаёшь о новых инструментах и подходах.
Хотя суть маркетинга не меняется, меняются лишь инструменты. Раньше показывали банеры в интернете на крупных сайтах, потом появилась контекстная реклама, ремаркетинг, таргетированная реклама в соцсетях, программатик, RTB и куча других инструментов рекламы, аналитики, планирования. Раньше просто показали рекламу, теперь стараемся качественно таргетироваться, чтобы не показывать тем, кому неинтересно и не переплачивать за рекламу. Анализируем многоканальные коммуниции с покупателями — сначала прочитал про нас статью, потом нашёл отзыв на каком-то сайте и перешёл оттуда, потом подписался на блог, потом получил в нужное время от нас письмо — купил.
Но суть маркетинга, не оглядываясь на инструменты, такая: определиться с целевой аудиторией, разобраться в потребностях, придумать как вы можете их решить (товар/услуга), разобраться где и как вы можете обратиться к вашей ЦА, обратиться к ней. Сделать удобным процесс покупки, снять страхи и дать ответы. А потом удерживать клиентов, чтобы зарабатывать долго.
Привлечь нового клиента дороже, чем удержать старого.
Эта суть описана в любых старых книгах и учебниках Котлера, Огилви, Сьюэлла, Година. Если абстрагироваться от устаревших инструментов (и разобраться в новых) из их книг, но выцепить суть — будет полезно.
Насколько сложно сейчас найти рабочее место маркетологу? Действительно ли они толком не востребованы в России?
Спрос на интернет-маркетологов, в целом, высокий. Не думаю, что у человека с опытом будут проблемы найти работу. Специалисты, которые умеют вести рекламу и этим зарабатывать компании деньги, будут нужны всегда.
Правда замечают, что на программистов, например, спрос в разы выше, и уровень дохода у них тоже больше. Но сейчас маркетолог вряд ли будет долго искать себе работу. Особенно если он понимает как работает контекстная реклама, разбирается в аналитике, рассылках, умеет писать тексты, вести блог. Или руководить проектом с более узкими специалистами.
Маркетолог важное звено в компании — он приводит и удерживает в компанию клиентов, то есть помогает зарабатывать деньги. Хотя лучший маркетолог, конечно, это владелец бизнеса.
За офлайн-маркетинг ничего не скажу, опыта нет.