Значение Аврелия Августина в философии двояко: он подвел итог многообразию античной философии и поставил вопросы, значимые для всей последующей европейской философии. По первому пункту: грубо говоря, в античной философии существовало два подхода. Один, представленный традицией Платона и отчасти Аристотеля, требовал от человека забывать о себе и обращаться к сущности вещей, вечным истинам, нематериальной области, приобщаясь самому прекрасному и возвышаясь. Другой подход, школы стоиков, переносил конфликт между материальной широтой и духовной глубиной внутрь человека, выделяя в самом человеке противоречия. Аврелий Августин впервые дал синтез, а не компромисс этих двух позиций: он заявил, что человек всегда греховен, всегда несовершенен, но именно поэтому он не должен слишком долго всматриваться в себя, но познавать душу только одновременно с познанием Бога. Знание себя становится не моралистическим, а экстатическим, а причастие духовной сфере переживается как глубоко личное интимное дело. По второму пункту: Августин первым увидел в Боге не только чистое бытие или принцип бытия, но и чистое существование и принцип существования. Для античной философии существование вещей обычно было чем-то вторичным по отношении к сущности, и философ должен был постигать сущности. Августин настаивает на том, что бытие проявляется именно в существовании: Бог проявляется в любви, и любовь -- существование Бога, человек проявляется в мысли, слове или созерцании, и это его существование важнее, чем природа человека. Так Августин стал дальним предшественником проблематики экзистенциализма, феминизма, биоэтики и других достижений новейшей философии, для которых важно не "что", а "как".