Самые известные теории о происхождении человека — это эволюционная теория (представленная учением Дарвина) и теория творения (получила название «креационизм»).
Встать твердо на точку зрения одной (из них) не позволяет то, что представленное каждой (из них) теоретическое описание появления человека не выглядят уж достаточно безупречным, ибо имеет немало пробелов, противоречий и т.п. А вот исходя из взглядов, подходов, идей, что были предложены как одними, так и другими, позволяет несколько приблизиться к раскрытию того, как действительно мог произойти человек. И, стало быть, уже на основании всего этого можно говорить о том, что в возникновении человека имело место как одно, так и другое — и эволюционная теория, и теория творения.
Слабостью (на мой взгляд) эволюционной теории есть то, что она рассматривает человека более всего с биологической стороны. Да, конечно, эволюция (становление) по этой линии человека вполне возможна. Тому имеются доказательства: палеонтологические, сравнительно-анатомические и др. Эволюционный процесс происходит непрерывно. Суть его сводится к тому, что наиболее приспособленные (особи) к условиям окружающей среды и сильные выживают и дают жизнь своему потомству, тем самым происходит естественный отбор. Движущей силой каждого выступает та жизненная сила, что выражается именно в «борьбе за существование». Это есть некая внутренняя сила, что исходит из самого субъекта жизни. Но что это за сила по существу, не объясняется. Конечно, они молча отсылают (нас) к силам <материалистической> природы, но с гносеологической и онтологической точки зрения это будет нелогичным, а поэтому и неубедительным, ибо (там) скорее всего, должны действовать иные (опять же отнюдь нематериалистические) силы…
В таком разе почему бы нам не присоединиться к тем философским воззрениям, утверждающим, что «живые существа были созданы скорее движениями, которыми руководила некая разумная движущая сила, чем случайным соединением атомов» (Лейбниц, немецкий философ).
И еще (при всем том) почему-то в эволюционной теории не рассматривается, какое отношение к появлению человека имеет душа человеческая. Ведь человек есть единство, состоящее из души и тела. И во всем том именно душа имеет (как думают многие и многие) «неземное» происхождение, ибо принадлежит природе нетелесного. Что следует <и> понимать как акт творения Высшего («Очевидно… душа походит на божественное», — Платон, древнегреческий философ, а согласно нидерландскому философу Спинозе, «бог составляет природу человеческой души»).