У С.В. Рахманинова было несколько программных произведений вроде "Утеса", программой которого является рассказ А.П. Чехова "На пути", или "Острова мертвых", программой которого явлется одноименная картина А. Беклина, но большинство его произведений (в частности, фортепианные концерты) носят, я бы сказал, лирико-импрессионистский характер и никакой выражаемой словами программы в них нет.
В советское время было популярно писать в аннотациях на грампластинках что-то вроде "слышится единение с природой" или "народное веселье" и т.п., но всё это глупо, беспомощно и совершенно не нужно, на мой взгляд. Смысл музыкальных произведений - это они сами. Вот то, что Вы слышите, это и есть смысл. И просить выразить словами смысл 2-го концерта - это то же самое, что просить наиграть на фортепиано смысл "Анны Карениной".
А что, композиторы закладывают ещё какой-то смысл в свои произведения? Никогда такого не слышал. Сам же всегда полагал, что музыка вполне самодостаточна, что она сама себе и есть смысл.