Мне представляется актуальным говорить именно о современных авторах, поскольку по достоинству оценить творчество писателя возможно, как мне кажется, если ты проживаешь с ним в одном культурно-историческом контексте (сюда же относится социально-политический фон и пр.). Мы с трудом улавливаем запах времени, что уж говорить о вкусе, его оттенках, тонкостях и нюансах. Поэтому для нас любой классик, кого ни назови, достоин звания лауреата Нобелевской премии: Толстой, Горький, Уэллс – я абсолютно согласна с вышеприведенным ответом. Но предлагаю порассуждать о тех, чей «астероид» приблизился к «нашей планете» на минимальное расстояние, но соприкосновения не произошло. Давайте вспомним «вечных» претендентов на Нобеля и разберемся, к счастью или сожалению они вот уже который год не могут получить заветную золотую медаль.
В разные годы среди фаворитов премии букмекеры называли Джорджа Мартина, Светлану Алексиевич, Людмилу Улицкую, Филипа Рота, Петера Хандке, Юна Фоссе, Виктора Пелевина, Урсулу Ле Гуин, Милан Кундера. Мне одной сложно представить Пелевина в костюме и без солнцезащитных очков, собирающего овации со сцены?)) Это я к тому, что возможное выдвижение некоторых писателей на премию заранее представляется невозможным. А есть, наоборот, авторы, которых комитет по непонятным причинам упорно игнорирует, хотя они того объективно не заслуживают: Джойс Кэрол Оутс, Иэн Макьюэн, Нил Гейман, Джоан Роулинг и Стивен Кинг.
Сегодня я расскажу о двух прозаиках, которых уже при жизни величают современными классиками. Они не являются авторами одного романа, их творчество многогранно. Они из разных миров, их герои не знакомы, но объединяет их бесспорная скромность и желание сделать этот мир совестливее, чище и добрее.
- Харуки Мураками последние 10 лет является главным претендентом на Нобелевскую премию по литературе, но никак не может ее получить. Тем не менее букмекеры верят в автора «Норвежского леса», «Охоты на овец», «Дэнс, Дэнс, Дэнс» и других популярных книг. В этом году с «охоты на Нобелевку» прозаик вновь вернулся с пустыми руками. Удивительно, но жалеют об этом все, кроме самого писателя. Еще в середине своего творческого пути он заявил, что получение Нобелевской премии для него будет означать конец карьеры, мол, куда двигаться, к чему стремиться, будучи признанным гением. Одни называют это отговорками, другие искренне соглашаются с японцем. Но здесь стоит подробнее остановиться на отношении фантаста к премиям. Еще в юности он отказался от номинирования на самую престижную из литературных наград Японии – премию имени Рюноскэ Акутагавы. Автор считает, что о качестве его прозы могут говорить лишь читатели. Об этом он пишет в своих мемуарах «Писатель как профессия». Некоторые критики и исследователи творчества самого неяпонского японца уверены, что сложности с Нобелевкой возникли из-за приверженности прозаика к западной культуре. Многие японцы не переносят лактозу, а молоко считают тошнотворной гадостью. Мураками же относится к молочным продуктам и ко всему европейскому хорошо, поэтому японцы называют его «Батакусай» – пахнущий молоком. Сам автор говорит, что, находясь в родной стране, сложно думать о ней объективно. Лишь покинув страну восходящего солнца, взглянув на нее со стороны, он понял, насколько сильно влюблен в Японию и ее жителей. Японцам, конечно, такое объяснение пришлось не по вкусу, для многих Мураками стал предателем. Возможно, именно поэтому за рубежом его читают с большим энтузиазмом, чем на родине. Нужно ли объяснять, что такого особенного в его творчестве? Он не позиционирует себя как фантаста, он даже поспорил с одним из Стругацких, приписавших его героев к попаданцам. Да, они могут спуститься по пожарной лестнице и оказаться во вселенной с двумя лунами. Но разве это делает их попаданцами? Им нравится сидеть в колодцах, звонить в буддийские погремушки, искать котов, общаться с призраками, слушать джаз, мысленно заниматься сексом и беременеть на расстоянии... Творчество Мураками многогранно, оно находится на стыке постмодерна и магического реализма, ему безусловно удаются психологические портреты, и его победа в следующем году может быть вполне закономерной.
- Канадская писательница Маргарет Этвуд, автор «Рассказа служанки», по которому в 2017 году был снят суперуспешный сериал с Элизабет Мосс в главной роли, заслуживает Нобеля ничуть не меньше. Премии принцессы Астурийской, генерала-губернатора Канады, Гарольда Пинтера, Артура Кларка, Франца Кафки – прозаик собрала все награды, какие только можно было. Шестикратная финалистка (и дважды – обладательница) Букеровской премии! Компаньон ордена Канады! Только представьте! Не говорю о том, что Этвуд еще пишет для детей и является автором множества научных произведений. А еще она участвует в одном очень любопытном проекте, который называется «Библиотека будущего». Его организовала художница Кэти Патерсон. Смысл в том, что каждый год один из значимых писателей современности передает на хранение свою книгу, которая увидит свет лишь в 2114 году. Так, нашим потомкам посчастливится прочесть «Летописца Луны». Когда смотришь на эту удивительную женщину, силишься понять, как она все успевает! Редактор и критик, политический карикатурист и талантливый фотограф, а также феминистка, общественная активистка, борец за свободу слова. А еще художник-акварелист и автор иллюстраций к собственным книгам. Разве не достойна высшей награды та, чей ставший культовым роман «Рассказ служанки» признали классикой современной антиутопии, а самого автора – «голосом времени»?)