Шолохов подробно не рассказал, да и у шолоховедов, судя по всему, этот вопрос интереса не вызвал. Но давайте попробуем разобраться и вспомним, как было дело:
"Покупать ходил с дедом Сашкой, сторговали коня подходящего: шестилеток, масти гнедой, вислозадый; был у него один потаенный изъян. Дед Сашка, теребя бороду, сказал:
И далее:
"Григорий, по счету сто восьмой, подвел коня к весам. Обмерили все участки на конском теле, взвесили его, и не успел конь сойти с платформы, — ветеринарный врач снова, с привычной властностью, взял его за верхнюю губу, осмотрел рот; сильно надавливая, ощупал грудные мышцы и, как паук, перебирая цепкими пальцами, перекинулся к ногам.
Он сжимал коленные суставы, стукал по связкам сухожилий, жал кость над щетками…
Долго выслушивал и выщупывал насторожившегося коня и отошел, развевая полами белого халата, сея вокруг терпкий запах карболовой кислоты.
Коня забраковали. Не оправдалась надежда деда Сашки, и у дошлого врача хватило «хисту» найти тот потаенный изъян, о котором говорил дед Сашка".
Сложно сказать, что за изъян — это могли быть различные дефекты суставов: жабка, курба или шпат. Но, учитывая характер осмотра, скорее всего, это мокрецы (дерматит) — гнойное воспаление под щетками. Предположим, что либо мокрецы заживающие, либо только открывающиеся, иначе бы они бросались в глаза любому наезднику. И тут обращает внимание медосмотр самого Григория Мелехова, описанный чуть ранее осмотра лошади:
"- Послушай, повернись! Что это у тебя на спине? — крикнул офицер с погонами полковника, нетерпеливо стуча пальцем по столу.
Седой доктор бормотал непонятное, а Григорий, поворачиваясь к столу спиной, ответил, с трудом удерживая дрожь, рябью покрывшую все тело:
А для поэтики Шолохова характерно — увязывать казака с лошадью, ее масть, например, — с пигментацией волос человека. И вообще расширять сочетаемость конских качеств, перенося их и на другие объекты и явления. «От номинаций конских мастей писатель образует и особые дериваты», - как отметила О.А. Давыдова в своей статье «Важный источник шолоховской образности» (2014). Вероятно, писатель этим не ограничился и использует еще животное для аналогии, указывая на изъян личности самого героя через изъян коня — рано или поздно, а он вскроется опытному глазу, будь то родители, одностаничники и уж тем более читатели. И тут чирьякам по характеру заболевания более всего подходят мокрецы. Вот как-то так...