Если бы кто-нибудь смог наверняка определить происхождение Рюрика, то навсегда закончилось бы противостояние "норманистов" и "антинорманистов" среди историков. Но поскольку дискуссия между ними продолжается до сих пор, то и вопрос далёк от своего разрешения.
Начало "норманизму", проповедующему скандинавское происхождение Рюрика, положил Пётр Петрей де-Эрлезунда, посланник двух шведских королей в России, написавший в своей "Московской хронике", что Рюрик был из шведов. Это утверждение он вложил в уста архимандрита Киприана, главы новгородского посольства в Выборг: "Новгородская область, до покорения её московским государем, имела своих собственных великих князей, которые и правили ею; между ними был один тоже шведского происхождения, по имени Рюрик". Книга выйдет в свет в 1615 году, когда войска шведского короля Густава II в очередной раз будут безуспешно штурмовать Псков, поэтому имеет ясную политическую цель - обосновать исторические права шведских королей на земли Северной России и для этого связать летописное "призвание варягов" со шведами.
Меж тем, в Государственном архиве Швеции хранится несколько иной вариант речи Киприана, записанный секретарём герцога Сёдерманландского Карла-Филиппа, одного из претендентов на русский трон, Даниэлем Юртом де-Гульфредом: "Как то явствует из старинных летописей, имели новгородские господа испокон у себя своего великого князя. И что с самого начала никаких дел с московскими господами не имели. И ещё [Киприан] оповестил о том, что последний из их великих князей был из Римской империи по имени Родорикус". Разночтения существенные, говорящие, как минимум, о слишком вольной интерпретации Петром Петреем речей архимандрита. С течением времени фальшивка Петрея, в 1671 году помещённая шведским историком Юханом Видекиндом в своей "Истории десятилетней шведско-русской войны", получила широкую известность и легла в основание "норманской" теории.
Сегодня у "норманистов" модно связывать летописного Рюрика с Рёриком Ютландским, получившим в лен от императора франков Лотаря земли Фрисландии. Первая попытка отождествления данных исторических деятелей была сделана пастором Г. Голлманом, опубликовавшим в 1816 году в Бремене работу "Рустрингия (территория к западу от устья германской реки Везер - Н.П.), первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт." и реанимирована в 1929 году учёным-металлургом Н. Т. Беляевым, обитавшим в то время в Лондоне. Таким образом "норманистам" приходится сегодня одновременно доказывать датское происхождение Рюрика и шведское происхождение самой Руси.
Под вывеской "антинорманизма" выступают теории, противоречащие "норманской", поэтому рассматривать их все не имеет смысла. Многие из них вообще "забывают" о фигуре Рюрика, а речь, ведь, у нас идёт именно о ней.
Альтернативное объяснение происхождения Рюрика покоится на генеалогии Иоганна Фридриха Хемница (ум. в 1686 г.), опубликованной Иоганном Гюбнером в 1708 году. Согласно этой генеалогии князь Рюрик был сыном ободритского князя Готлейба, погибшего на войне с датчанами в 808 году. Сам Хемниц ссылался на документ 1418 года. Это был ответ гавельбегского епископа Отто - грамота, которой заверялось получение двух книг генеалогий мекленбургских князей от "герцога Бальтазара" (видимо, имелся в виду правитель Верле-Гюстрова, князь вендов Бальтазар, сын Лоренца, умерший в 1421 году).
Эта теория, по крайней мере, объясняет, отчего Иван IV в письме к шведскому королю Юхану III не согласился со шведским происхождением варягов, служивших Ярославу Мудрому, и назвал их "немцами": в середине XII века Любица, столица Вендского королевства, была сожжена и близ неё вырос немецкий город Любек, заселённый колонистами из долины Рейна.