Отношение "самое сложное" подразумевает частичное упорядочение сложных понятий относительно друг друга. Дальше рассмотрим свойство "сложное понятие для человеческого разума" - могу предположить, что речь идёт о трудности его восприятия и понимания нашим умом.
Понятие - это слоёный пирог. Метафора. Что всё это значит? - "знак - значение - смысл". 3наете, что интересно?
Смотрите на эти предложения: "понятие - это слоёный пирог. Метафора. Что всё это значит? ...." - это знак - письменное выражение мысли. Дальше имеем слово "метафора" - смысл первого предложения. Дальше идёт значение - я записал значение метафоры: она выражает структуру понятия по Готлобу Фреге - знак, значение и смысл.
Если говорить о самом трудном понятии - это понятие истины.
Истины не существует! - Это истина - вторю я своим оппонентам.
В своё время мне довелось столкнуться с теоремой о существовании невыразимых ни в одном языке истинных утверждений. - понятие истины шире языка.
Потом я наткнулся на теорему Альфреда Тарского о невыразимости понятия арифметической истины в формальных системах. Это значит, что в системах, где выразима натуральная арифметика, нельзя определить понятие истины так, чтобы не сделать систему противоречивой.
Как определить истинность определения истины?
Альфред Айер думал об этом. И говорит, что понятие это избыточно. Это лингвистическая ошибка, существующая только в обыденном языке. В формальных языках не говорят об истинности. Что-то доказуемо, потому что выводимо из аксиом логически. Булевы функции принимают значения 0, либо 1. Это мы говорим, что 1 - это истина, а 0 - это ложь.
Теорема Гёделя о неполноте говорит что в системах с натуральной арифметикой есть истинные утверждения, которые нельзя вывести. Там нельзя вывести ни А, ни не-А. Так какое же утверждение тогда истинно?
Решение десятой проблемы Гильберта говорит, что существует диофантов полином, для которого нельзя доказать его разрешимость или неразрешимость. Но представить этот многочлен принципиально нельзя. Он где-то есть. Но его нельзя записать.
Как-то мне сказали, что если нечто существует, оно обязательно должно себя проявить. Но существование это не свойство. Мы выводим свойства вещей только оттого, что они уже существуют. И есть свойства, по которым мы поняли, что есть истины, которые нельзя записать, есть истины, которые невозможно помыслить, есть две системы аксиом, построенные на отрицании друг друга, но системы эти непротиворечивы. Поэтому истинны.
Поэтому самое сложное, - говорю я, - самое сложное. И это утверждение истинно: "и это утверждение истинно".
Философ Людвиг Витгенштейн предлагал дружно помолчать о том, что невыразимо в языке. Давайте дружно помолчим об "истине".
Красиво и бессмысленно