Решение в основном принимают дистрибьюторы фильмов, они же зачастую являются их правообладателями. У любого фильма, как продукта, есть свой законный владелец. Поэтому без согласований с владельцем картина просто не появится в российских кинотеатрах. Но рассмотрим все же все аспекты того, как картина попадает на наши экраны.
Есть два типа дистрибьюторов:
1) так называемые мэйджоры, то есть представители крупнейших голливудских студий (Sony, Disney, Warner Bros., Paramount, Fox, Universal). Когда голливудская студия сняла фильм, то он сразу попадает в пакет его российского представителя. Теоретически, наш представитель может отказаться прокатывать какой-нибудь фильм (с согласования руководства из США) если посчитает его кассовый потенциал недостаточно высоким, но почти все студийные фильмы попадают на наши экраны.
2) дистрибьюторы, которые прокатывают независимое кино (то есть то, которое было снято без участия вышеназванной шестерки студий). Они покупают фильмы на различных кинорынках. То есть, если какое-нибудь фестивальное кино не было куплено ни одним российским дистрибьютором, то оно и не может попасть в российские кинотеатры даже теоретически.
Но когда кино все же куплено (дистрибьюторами независимого кино) или находится в пакете мэйджоров, его еще должны взять в свой репертуар сами кинотеатры или киносети. Представители кинотеатров не занимаются покупкой фильмов у дистрибьюторов. Они, так сказать, арендуют у них фильмы. Все кассовые сборы делятся потом между дистрибьютором и кинотеатром. Берут в свой репертуар далеко не все – в неделю выходит примерно 5-8 различных фильмов, поэтому все они (особенно в одно- или двухзальнике) просто не поместятся. Так что если дистрибьютор у фильма есть, но в вашем любимом кинотеатре его нет, то скорее всего представитель кинотеатра посчитал потенциал картины недостаточно высоким или в чем-то не смог договориться с дистрибьютором.
Не стоит также забывать о Министерстве культуры, которое выдает фильмам прокатные удостоверения. Без них выпуск фильма в кинотеатрах невозможен. Министерство отсматривает уже готовые фильмы (до выхода их в прокат), и на основе просмотра ставит возрастные рейтинги (от 0+ до 18+) или же отказывает в выдаче прокатного удостоверения, но такие ситуации бывают крайне редко.