- РЕФЛЕКСЫ, согласно определению - ВСЕГДА БЕЗУСЛОВНЫ. Иначе они не являются рефлексами!
- Эволюционные механизмы формирования и закрепления рефлексов, инстинктов, инстинктивных программ и эволюционных стратегий - НИЧЕМ не отличаются от формирования любых других АДАПТАЦИЙ.
Весь механизм полностью вписывается в "дарвиновский" алгоритм формирования адаптаций:
Наследственность-изменчивость-отбор (селективное размножение)
Не существует ОТДЕЛЬНЫХ генов, отвечающих за сложное поведение. В случае рефлексов, тем более в случае формирования инстинктов - включается и работает большое количество ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ аллельных и неаллельных генов. Чьё проявление, к тому же опосредовано средовыми факторами!
Отбор "успешных" вариантов - реализуется по принципу ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. То есть потомство оставляют только достаточно адаптивные - "успешные" особи.
Мутационный процесс, обеспечивающий наследственную изменчивость и эволюционную пластичность вида - абсолютно необходимый элемент существования и эволюционного развития любого вида. Этот процесс достаточно стохастичен, но темпы его находятся под контролем естественного отбора - повышаясь в критические для вида периоды его существования. См. ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ отбор (по Беляеву).
Для человека - нормальные темпы мутирования составляют десять в минус пятой степени. То есть каждый новорожденный ребёнок - несёт в себе в среднем две абсолютно новые мутации.
ИТАК:
Постоянно протекающий мутационный процесс - видоизменяет отдельные гены. Но генотип - это целостная СИСТЕМА.
Любой организм - есть результат длительной предыдущей эволюции предковых форм, соответственно, практически любая НОВАЯ мутация - не полезна организму, поскольку нарушает уже отработанные, сбалансированные между собой и со внешней средой АДАПТАЦИИ.
Поэтому очень важно, чтобы каждая новая мутация - не проявлялась в фенотипе СРАЗУ, непосредственно по факту своего возникновения, и не нарушила адаптивность организма, в мало изменчивых условиях среды обитания. Для этого служит механизм ДОМИНАНТНОСТИ-РЕЦЕССИВНОСТИ у ДИПЛОИДНЫХ организмов! Практически любая новая мутация - рецессивна, и не проявляется фенотипически (или ПОВЕДЕНЧЕСКИ). И только в случае накопления данной мутации в генофонде популяции, и переходе её в гомозиготное состояние - возможно и фенотипическое её проявление. И ОЦЕНКА отбором на степень адаптивности!
По принципу обратной связи - происходит ЗАКРЕПЛЕНИЕ полезных (в данных обстоятельствах) мутаций. Поскольку потомство получают только УСПЕШНЫЕ особи. Те, чей генотип - оказался "удачным", сделав их высоко жизнеспособными и КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ.
Итак, Единица эволюции - это ПОПУЛЯЦИЯ, а не отдельная особь. Поскольку эволюция связана с ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕНТРАЦИИ частот аллелей в ГЕНОФОНДЕ популяции. А отдельная особь изменять свой генотип в течение жизни - не способна. Значит не способна и к эволюции.
Формирование и закрепление рефлексов - имеет тот же самый алгоритм:
- Возникновение случайных мутаций, способных повлиять на поведение, в комплексе с другими генами (в данном случае - рефлекторное).
- Накопление данной мутации в скрытом состоянии в генофонде популяции
- Выход данной мутации в гомозиготное состояние, и ПРОЯВЛЕНИЕ её в фенотипе (включая рефлекторные реакции)
- Проверка отбором на степень адаптивности в условиях "здесь и сейчас". Отбраковка "неудачных конструкций" (что, однако, не ведёт к полному удалению данной мутации из генофонда популяции, давая возможность ей проявиться позже, в иных условиях изменчивой среды).
- Путём обратной связи закрепление и распространение адаптивного "признака". В данном случае - рефлекса.
Механизм самосовершенствования системы, предложенный Дарвином, был гениально прост, и может быть сформулирован в одной фразе: «Случайный выбор с запоминанием и воспроизведением его результатов»; ключевое слово тут – «случайный» . И пройдёт ещё сто лет, пока биохимик Генри Кастлер, первым приложивший методы теории информации к изучению самовоспроизводящихся нуклеотидных систем, строго докажет: да, иных способов создания новой информации кибернетика пока не знает.
Нечего удивляться, что нобелевский лауреат физхимик Манфред Эйген заметил по этому поводу: «Дарвин был прежде всего – великим физиком»; ещё бы – ведь речь-то идёт фактически об одном из основоположников кибернетики! К. Еськов
Автор (К. Еськов) отмечает, что качественная идея Дарвина, выраженная в абстрактной математической форме Фишером и проверенная экспериментально генетиком Добржанским, получила в геномике вид прямо измеряемого статистического параметра, характеризующего последовательность нуклеотидов.