Исторически поэтическая речь как шаманская, магическая — сложная и темная, потому что она требует не просто получения сведений, а соучастия, вхождения в необходимые состояния, принятия некоторых предпосылок о жизни, грубо говоря, путешествия с шаманом для знакомства с тем, что такая настоящая любовь. Конечно, поэзия обычно сложна, хотя формы такого соучастия меняются: например, в мировой поэзии второй половины ХХ века на первый план вышел язык: мы исследуем при чтении, что с нами может сделать язык, письмо, как организация речи и сообщения меняет наши предпосылки отношения к вещам. Главное, не путать размышления во время чтения и размышления по поводу, которые иногда и принимают за трудность поэзии, вроде размышлений "с чем это еще ассоциируется", когда надо спрашивать "что это стихотворение делает с реальностью и со мной". Те, кто жалуются на непонятность современного искусства или современной поэзии, просто путают эти два вопроса. Простотой обладают стихи тогда, когда напрямую обращаются к читателю: понятно, что и жрец, шаман или пророк, когда обличает, делает это понятно и доходчиво.