Прием, который вводит лично меня в ступор - это когда режисер/автор заставляет зрителя/читателя посмотреть на вещи кардинально по-новому. Я не говорю о каких-то банальных вещах, после которых ты думаешь "Ух ты, а я и не знал! Как интересно!". Речь идет о тех категориях, которые уже сложились у тебя в голове как концепция, а автор эту концепцию наглядно рушит. Это как щелчек, после которого даже не знаешь, что думать и впадаешь в ступор.
Поясню на примере фильма Стенли Кубрика "Цельнометаллическая оболочка":
это был первый фильм о войне альтернативный патриотическим фильмам о Великой отечественной. Стенли Кубрик перевернул мое восприятие войны не как подвига народа, где есть хорошие, которые обороняются и предстают потерпевшими, и плохие, которые нападают и представляют само зло, где есть какой-то великий смысл в войне и каждый знает за что он борется. В "Цельнометаллической оболочке" показана бессмысленная с точки зрения рядового солдата война, где нет хороших и плохих, а проблема выживания сталкивается с вопросом морали и человечности. Этот пересмотр в корне образа войны заставил меня впасть в ступор, поэтому слом шаблонов для меня остается самым сильным приемом в любом виде искусства.
Мы совершили ошибку, мы должны вернуться на остров!
Вы чертовски правы, о дебюте Нолан под название "Преследование" мало кто помнит.