Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие виды синтеза звука вы знаете?

МузыкаНаука+1
Penkov Andrew
  ·   · 2,0 K
Граф. дизайнер, иллюстратор. Юрист международного...  · 27 янв 2022
  • Субтрактивный (вычитающий) синтез - Один из самых ранних. Суть состоит в том, что определённый диапазон частот сигнала осциллятора - генератора, управляемого напряжением (VCO) ослабляется либо меняется определённым образом, в результате чего получается новый сигнал (тембр). Ключевым элементом после осциллятора в данном случае будет резонансный Low Pass фильтр с определённой крутизной спада. Является основным видом синтеза в аналоговых, виртуал-аналоговых синтезаторах.
  • Аддитивный синтез. Один из самых ранних. Суть состоит в том что некоторое число простых (синусоидальных, треугольных или прямоугольных) сигналов смешиваются друг с другом, в результате чего получается новый гораздо более сложный сигнал с большим количеством гармоник. Яркий пример - электро-органы - как правило имеют на борту несколько ползунков (6, 8 и более), регулирующих уровень сигнала. Каждый из этих ползунков даёт сигнал различающийся по высоте. Схожий принцип работы встречается в трингс-синтезаторах, являющихся неким промежуточным звеном между эл. органами и собственно синтезаторами.
  • Частотно-модуляционный (FM) синтез. В двух словах принцип состоит в том, что результирующий тембр получается путём воздействия (модуляции) одной частоты на другую. Нечто подобное можно получить с помощью технологии кольцевой модуляции в аналоговых синтезаторах (когда один осциллятор модулирует сигнал другого). Самый простой ЧМ-синтезатор работает с двумя или тремя операторами (генераторами). Чуть сложнее работать с четырьмя. Стандартом де-факто принято считать шести-операторный синтезатор (например Yamaha DX7). Существовал так же восьми-операторный вариант. Если учесть, что благодаря цифровым технологиям ЧМ-синтезатор может работать с несколькими десятками алгоритмов (порядок подключения/расположения/роль операторов), то нетрудно догадаться, что это один из самых сложных видов синтеза, т.к. кроме алгоритмов каждому оператору могут быть назначены 8 и более параметров (уровень сигнала, модуляция, огибающие фильтра, огибающие громкости, количество определённых гармоник, октава, точная настройка по тональности или частоте и др.).
  • Таблично-волновой синтез. Цифровая технология. Заключается в том что синтезатор имеет некую палитру/таблицу из заранее записанных циклических цифровых интерпретаций аналоговых волн разной формы (выборок)- от простых сигналов до реальных инструментов. Каждая такая волна (семпл) имеет цифровые коды, которые отвечают за высоту, тип фильтра, модуляции и других параметров конкретного тембра. То есть выбирая одну программу (тембр инструмента) с помощью определённых цифровых кодов можно получить несколько вариантов звучания для одного этого тембра, причём переходы между этими волнами особым образом сглажены (интерполированы). (Если честно, не до конца его понимаю, потому могу и не точно сказать). Ярчайший пример такого инструмента знаменитый лазурно-синий PPG Wave.
  • Синтез основанный на семплах. Синтезом я бы назвал его весьма условно, т.к. представляет собой по сути простое воспроизведение заранее записанных образцов звучания живых (чаще всего) инструментов, звуков природы, окружающего мира либо же электронных инструментов, которые могут быть обработаны фильтрами или эффектами. Самые первые (аналоговые) семплеры были исключительно сложными и дорогими инструментами. Например, легендарный Мелотрон, который для получения звука содержал в себе отдельно записанную магнитную ленту на каждую (!) клавишу. А чтобы поменять тембр инструмента, необходимо было заменить эти самые ленты. В дальнейшем семплерам на помощь пришли цифровые технологии, благодаря которым современные инструменты способны содержать в своей памяти не то что десятки отдельных инструментов, но библиотек этих самых инструментов, на загрузку которых уйдут считанные секунды-минута.
  • Векторный синтез. Звук создаётся из нескольких источников (три-четыре, как правило) одновременно с помощью изменения положения джойстика по осям вверх-вниз/вправо-влево. В каждом из источников могут находиться осцилляторы, фильтры, различные обработки и др.
  • Синтез физического моделирования. Один из самых трудоёмких и дорогостоящих в плане разработки, а потому встречается весьма нечасто даже в современных инструментах. Принцип заключается в том, что для создания звуков применяются сложные и точные математические модели, определяющие физические характеристики результирующего тембра. С помощью физического моделирования добиваются получить, прежде всего, живое и выразительное звучание акустических инструментов (медные/деревянные духовые, хроматические ударные инструменты типа вибрафона, колокольчиков, ) Например, если взять волторну, то будут рассчитываться размер раструба, длина или диаметр трубок, сила нагнетания воздуха (дуновение), сила нажатия и режимы срабатывания/переключения клапанов, вентилей и т.д. .
  • Гранулярный синтез. Предполагает что в память синтезатора записаны различные по форме и тембру волновые формы, которые поделены на множество отдельных ячеек ("гранул") - сверхкоротких отрывков, которые могут воспроизводиться в произвольном порядке.
  • Гибридный синтез - сочетает в себе сразу несколько видов.
  • Так же бывают менее распространённые методы синтеза типа ресинтеза, синтеза на основе нейросетей и др.
Всё сказанное, лично как я это понимаю, поэтому если я где-то ошибся поправьте, пожалуйста.
1 эксперт согласен