Существует метод американского актёра, режиссёра и педагога - Ли Страсберга, который опирается на работу с эмоциональной (аффективной памятью).
Если кратко, то он перенял опыт у Болеславского из первой студии МХТ, который уехал в Америку вместе с актёрской труппой МХТ и основал свою студию театрального/актерского мастерства, в которой учились - Адлер, Мейзнер и Ли Страсберг.
Его взгляды на аффективную память, в отличии от Станиславского опираются - не на событие, которое произошло в прошлом, а на ощущения всех основных органов чувств: обоняние, осязание, зрение, слух и вкус.
Именно они позволяют человеку-актеру использовать их, как триггер, для необходимой провокации и вытаскивания наружу сильных эмоций, которые соответствуют требованиям режиссёра и замыслу автора/драматурга.
Еще Ли Страсберг стремился к действительному воспроизведению необходимых эмоций и чувств по желанию актера. То есть когда надо, тогда и включил, при этом не искусственно, а как бы по-настоящему и каждый раз. Отличается только степень - сильно или очень сильно.
Ещё есть метод гениального актера Михаила Чехова (лучшего ученика-актера К. С. Станиславского и племянника А. П. Чехова) - его метод базируется на воображении. Иногда его вектор не верно считают «от внешнего к внутреннему» - в этом есть доля правды, но только «доля».
Для познания и изучения этого метода требуется много терпения, глубокого погружения, то есть времени и внимания, а главное практики. Но это удивительный и с безграничными возможностями актёрский метод.
Есть ещё Вахтанговский подход, Мейерхольдовский, Демидовский - это из основных.
Об этом можно говорить бесконечно. А интереснее конечно же, когда практикуешь их. Одно дело писать и говорить, другое дело пробовать!