Гегель констатировал факт - общеизвестное не обязательно понятно. Это относиться и к смыслу слова «познания», не говоря уже о слове «истина».
Слово «истина» известно с юности в связи с картиной «Что есть истина?», но в жизни не использую его смутный смысл, обычно заменяя «адекватное» (соответствие). Народ фактически им не пользуется. Мне оно не было нужно как исследователю и педагогу более 60-ти лет. И только пару лет назад, ломая голову над идеями текста полуторавековой давности, осмыслил ряд фундаментальных когнитивных слов – истина, сущность, субстанция. Они актуальны для систематики форм объекта как основы теоретической науки и легко объяснимы их смыслы, их единство и актуальность. Исходная их трактовка сводится к их синонимии, но затем важно знать специфику каждого из них и их отличие от близких слов. Истиной является сущность, которая может быть трех форм (уровней): спецификой формы объекта (1 свойство), 2 свойства - род и вид и системой конституирующих свойств (∑∆ - сумма дельт кумулятивного ряда). Это ясно при познании, скажем, борща: эмпирическое определение специфики борща - свекла, доктринальное - свекольные щи, теоретическое - множество свойств, начиная с воды. При теоретическом познании с помощью кумулятивного ряда множество сущностных свойств генетических предшественников представляет собой субстанцию последующих превращенных форм объекта. При этом следует строго различать субстанцию (в голове) и субстрат (объекты вне головы). На основе такого подхода осуществляется систематика форм объекта как эссенциалистский атрибут теории… Несмотря на необычность такой их трактовки все это легко осознать, что облегчает овладеть монистичной теорией как основой соборности, со-трудничества, содружества…
На основе такого подхода следует осознать и главное в данном вопросе – способы познания истины. Но для этого нужно уяснить больше идей и их проблематичность, прежде всего усвоить могущество логического мышления и осмыслить морфологию отражения мира людьми. Основой может быть кумулятивный ряд: отражение – информация – идеи – идеальное - знания-наука- постнаука. Он показывает когнитивную основу жизни животных и каждого из нас. Все живые существа с головой, в т. ч. люди, воспринимают реальность и запоминают ее образы (по-гречески «идеи»). Все это можно назвать ПОСТИЖЕНИЕМ. Постижения субъективны. В сообществах животных возникает множество объективных идей, созданных предками и перенимаемых особями подражанием. ПОДРАЖАНИЕ - более развитая форма постижения реальности. Сигнальные системы животных породили язык гоминид как основу вербализации идеального – так возникли знания людей. Их стихийное усвоение людьми и представляет собой ПОЗНАНИЕ. Оно остается базой жизни современных людей. Его относительность стала причиной разработки интеллектуальных приемов математики, ставшей нормой жизни. В результате возникло более развитая форма познания – ПОНИМАНИЕ. Его специфика - возможность проверки утверждений в виду знания технологии познания. Легко проверить истинность утверждения: 12х12=144. К сожалению, 25 веков оказались не достаточными для освоения сущностного (эссенциалистского) понимания объектов, что стало основой широкого распространения постнауки как инструмента идеологического ОБОЛВАНИВАНИЯ народа, что следует признать главным камнем преткновения прогресса общества.
В целом, следует строго различать достоверность - ясность - по-нятность. Первое - при чувственном восприятии, второе - при сообра-жении на основе языка, третье – при усвоении математического и ло-гического мышления. Несколько иначе, следует понять тот факт, что в основе нашей жизни лежат следующие когнитивные феномены: по-стижение- подражание - познание -понимание – оболванивание. Они все важны и относительны, т.е. не обязательно адекватны (обеспечивают истинность восприятия) реальности. Их важно учитывать при воспитании новых поколений, соответственно организуя их жизнь. При этом, все это легко осмыслить и обеспечить только с помощью логического мышления как основы теоретического понимания когнитивных основ жизни вообще, каждого из нас в особенности. Началом этому может стать усвоение уроков логического мышления на Ютубе с 2020 г