Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие произведения русской классики вы считаете переоценёнными?

Литература
Рома Бордунов
  ·   · 194,6 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 16 дек 2015

Рискну добавить несколько своих рассуждений к уже предложенным ответам. Логичнее всего к переоцененным отнести того, кого больше всего оценивали и хвалили. Например, прекрасный стилист и великолепный поэт Пушкин умел сентиментальный сюжет украсить лирическими интонациями и создать видимость философского содержания. Но этих навыков ему не хватило, чтобы написать по-настоящему объемное произведение, способное повлиять на умы и души соотечественников, и что не менее важно, иностранцев. (Русскую литературу нельзя рассматривать как обособленное явление, существующее вне контекста европейской литературы). Пушкин вошел в историю как автор скетчей и любимец салонной публики, но, к сожалению, так и не создал своего литературного универсума.

За Пушкина пушкинский универсум создавали литературные критики, литературоведы, режиссеры, филологи и т.д. Кочуя из диссертации в диссертацию, из статьи в статью, из доклада в доклад образ Пушкина получал все большее и большее наполнение и со временем обрел статус родоначальника русской литературы и реформатора русского языка (оба утверждения ошибочны). Справедливо отметить, что культ Пушкина начался сразу после его смерти и продолжается до наших дней.

Второй переоцененный автор — это, конечно, Лермонтов. Погибнув в нелепой дуэли в молодом возрасте, Лермонтов не успел показать своих настоящих литературных способностей. Неплохой стилист, наделенный от природы хорошим чувством ритма, Лермонтов в свои двадцать с копейками просто не знал, что сказать своим читателям. Арбенина переписывал много раз. Княгиню Лиговскую так и не закончил. Печорина издал кусочками в виде отельных рассказов, объединенных одним персонажем. «Маскарадом» был недоволен, и понятно почему: сюжет искусственен, а пафос избыточен. Причина — Лермонтов следовал в фарватере модной тогда готической (мы называем ее романтической) литературы и увлекался присущим этому направлению демонизмом, спиритизмом и повышенным вниманием к чувственной природе человека. Влияние Лермонтова на русскую литературу XIX-XX веков мало, а на европейскую — близко к нулю. Его бы считать тем, кем он является, то есть литературным неудачником, но лермонтоведы предпочитают его называть визионером и рассказывать о том, что он нечто значимое предвидел и кое-что важное предвосхитил.

Третий переоцененный автор — Достоевский. Начав с попсовых сентиментальных сюжетов и пережив трудный период жизни, Достоевский сделался специалистом по русскому ресентименту. Его универсум населен преимущественно алкоголиками, тунеядцами, психами, ворами, преступниками, проститутками. Однако эти персонажи наделены способностью каяться и рассуждать о будущем величии страны, что в наших глазах сделало их автора религиозным мыслителем и философом. Но ведь ресентимент и философия — не одно и то же, верно?

В то же время, стоит признать, что образы Достоевского интересны своей многослойностью (они как матрешки) и изменчивостью. Мы следим за их динамикой и находимся в напряжении до самой последней главы романа. Умение держать интригу, конечно, следует отнести в заслугу автору. Кроме того, Достоевский — мастер диалога, именно поэтому его повести так легко инсценируются. Жаль, что Федор Михайлович не создал ни одной пьесы.

Таким образом, кого больше переоценивали, тот и переоценен. На мой взгляд, таковых авторов трое.

Стоит отметить, что помимо переоцененных авторов, у нас есть и недооцененные. Прежде всего, это Толстой. У него как у писателя по всем фронтам хорошо. И даже создана собственная философская концепция (в отличие от Достоевского). Но русская читательская аудитория относится к нему прохладно. Недооценен и Чехов, создавший (вместе с Ибсеном) современную драму и сформировавший вкусы целого поколения в Европе. Скучно нам читать Чехова, говорят российские читатели. Читал, не осилил. Ну там ранние рассказики еще туда-сюда. Можно также задуматься в рамках школьного семинара о жанровых особенностях пьесы «Чайка». И всё.

На Чехове, кстати, русская классика закончилась, и начался русский модерн.

P.S. Прошу прощения, что отвечал про авторов, а не произведения. Но мне кажется, что автор первичен, именно его и оценивают. У Пушкина, соответственно, переоценена вся проза и драма, у Лермонтова - вся проза и драма, у Достоевского - все романы и повести.

P.P.S. Если вы собрались поставить минус, напишите пару слов в комментариях. Любопытно было бы узнать ваше мнение и причину негодования.

Поставила плюс. Абсолютно согласна про Чехова. Он мне все школьные годы каким-то недооценённым казался. Я его... Читать дальше
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 10 окт 2020
Я позволю себе ответить не во множественном числе. А потом объясню свое отношение к слову "классика" вообще. Итак. Безусловно, самое переоцененное - "Война и мир". Как вершина русского реализма, произведение Толстого затянуто... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
"Идиот" потерял актуальность? А "Бедные люди" ? А " Братья Карамазовы" ? А " Бесы" А " Преступление и наказание"... Читать дальше
Историк литературы, веду подкаст «анаколу́ф.».   · 16 авг 2021
Считаю, что переоцененных книг в русской классике нет. Более того, в нашей стране русская литература недооценена, в силу того, что в школе она больше похожа на страшный сон. Другое дело, что у каждого читателя свой любимый и... Читать далее
Слушайте подкаст об истории русской литературы «Анаколуф»Перейти на music.yandex.ru/album/10845831
Вы правы - переоценённых нет!
Их нужно читать!
А, не вспоминая имя автора и название его работы, нести всякую околесицу.
Хватит уже обесценивать образное мышление, его...  · 21 окт 2021
Не верю, что можно переоценить, а вот недооценить - запросто. Классикой книги просто так не становятся, зато сколько может затеряться очень достойных книг, носящих тот же гордый статус? Переоцененные книги можно искать скорее... Читать далее
Я думаю, что оценивать современную литературу пускай лучше будут потомки через десятилетия. Тогда уже будет... Читать дальше
Первый
Студент (педагогическое образование: русский...  · 15 дек 2021
Классика – это не те произведения, которые могут быть «переоценены» или «недооценены». Эти книги (да и не только книги) – отражение культурного развития народа, его духовного становления. Классику отличают вечно актуальные темы... Читать далее
Первый
Преподаватель, интересуюсь литературой, историей...  · 26 апр 2021
"Мертвые души" - незаконченное произведение, величайшая творческая неудача Гоголя. Получилась всего лишь сатира, хотя он замахивался на гораздо большее. "Тарас Бульба" - несимпатичный главный герой, много жестокости. "Бесы" -... Читать далее
Просто великие не для дураков писали. А с дураков какой спрос. Ничего не поймут-с. Это как объяснять где смеяться... Читать дальше
По образованию физик и математик (МФТИ)....  · 12 нояб 2021
Сначала надо разобраться, что такое классика. А классика- это коммерческая литература прошлого. Да, Толстой был богат, а вот Пушкин и Достоевский жили на гонорары за свои произведения. Возможно, лет через сто , условные Акунин... Читать далее
Даже сам Лев Толстой считал свой роман "Война и мир" слабым, я полностью с ним согласен, его же невозможно читать... Читать дальше
луч света в сумраке тлена бытия  · 16 дек 2015

А я считаю, что классика, которую заставляют (!) читать в школе совершенно не воспринимается в столь юном возрасте. Для того, чтобы осмыслить и понять эти книги нужно самому к ним прийти, а не "понял- не понял, но прочитать обязательно ".

1 эксперт согласен
А я, правда уже после школы, пришла к мысли что эту классику и не нужно было понимать. Большинство произведений... Читать дальше
вузовский преподаватель  · 19 апр 2021
А судьи кто, позвольте вас, Рома, спросить? Оценщики? Я, как всегда, только от себя лично, ладно? Мне кажется, что всякий маньяк-читатель, вроде меня, согласится, что у каждого хорошего писателя есть как вершины, так и провалы... Читать далее
пользователь TheQuestion.  · 16 дек 2015
Предположим, что какой-то роман переоцененный. Но классика это не то, что всем нравится. Это то, что составляет общее культурное пространство. Причем это пространство должно формироваться и возобновляться. Не прочитать, чтобы... Читать далее
Спасибо за адекватный ответ. Классические произведения стали таковыми, потому что прошли огромный временной порог... Читать дальше