Нет какого-то одного учения о карме. Есть много разных учений, которые под кармой подразумевают разные вещи. Единого мнения о том, что считать психической болезнью, а что — здоровьем тоже нет. Потому что это во многом обусловлено традициями, стереотипами общества. То, что в современной медицине классифицируется по МКБ как болезнь, в каком-нибудь другом обществе, в других жизненных условиях — наоборот может поощряться, если это помогает другим людям выживать. Нормы постоянно меняются вместе с изменением образа жизни людей.
В буддийском смысле — нет какой-то постоянной души. Есть изменяющийся поток ума, который в каждое новое мгновение представляет новую конструкцию. Поэтому, человек не равен себе бывшему мгновение назад. Связывают эти мгновенные состояния как раз кармические следы в уме. Негативные, вредные кармические последствия накапливаются тогда, когда человек практикует ненависть, пристрастия и заблуждения. Эти вещи оставляют в уме человека следы, которые в будущем становятся причиной вреда и беспокойств.
То есть, важно не то, чем человек болеет, а то, какую позицию его ум занимает по отношению к ненависти, пристрастиям и самое главное — заблуждениям о собственном Я. Если человек считает своё Я чем-то постоянным, неизменным, продлённым во времени — это иллюзия. Результатом этой иллюзии иногда становится пристрастие к смерти. Это когда человек пытается разрушить некое представляемое постоянное Я (которого в реальности и так не существует дольше мгновения). Но в буддийском понимании разрушение тела не является разрушением потока ума, так как последствия дел в итоге приведут к сборке нового состояния потока ума со следами прошлых дел. То есть, продолжение ума человека, разрушающего своё тело, в итоге проявится в другой форме, оболочке. И тогда придётся созревшие последствия ненависти, пристрастий к смерти и заблуждений о неизменяющемся Я проживать.
Иногда человек может причинять себе вред неосознанно. Не испытывая ненависти, не имея иллюзорных представлений о личности. В этом случае негативные последствия не накапливаются, так как не было волевого решения. Наоборот, в этом случае можно говорить о том, что это созрели последствия предыдущих поступков и человек исчерпал часть негативной кармы. Если человек продолжит отказываться от вредных вещей, то постепенно нейтрализует всю карму. В буддизме это цель монахов. Очистить, освободить ум от помрачений и приблизиться таким образом к раскрытию реальности, к покою, к счастью.