Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие основные идеи у аналитических философов? Каких основных авторов можно почитать для введения в тему?

ФилософияНаука+1
Алексей Козлов
  ·   · 5,8 K
аспирант, школа философии НИУ ВШЭ  · 20 авг 2015

Для ответа на этот вопрос важно сразу ясно оговориться, что можно называть аналитической философией. Два существенных для данного вопроса варианта:

1) Всю традицию, восходящую к работам Фреге, Рассела, Мура и Витгенштейна; 2) Конкретную философскую программу первой половины XX-ого века.

В первом случае выделить основные идеи затруднительно, т.к. сейчас «аналитическая философия» представляет собой столь широкую поляну, что её скорее уместно называть просто «современная философия», зачастую, с прибавкой «англо-американская». Каких-то «общих» идей тут просто нет, споры ведутся по всем фронтам. Иногда выделяют специфический стиль письма «аналитических философов», подразумевая стремление к ясности выражений и опору на логическую аргументацию. Однако эти черты не обязательны и не специфичны для современной «аналитической» философии.

Во втором случае под «аналитической философией» подразумевают идеи конкретных философов и связанную с ними философскую программу. Обычно, отцами аналитической философии считаются Г. Фреге, Дж. Мур, Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Между тем, с историко-философской точки зрения трудно обнаружить некоторую идею, которая бы однозначно разделялась всеми перечисленными философами. Так «антиметафизичность» как сейчас ясно не была свойственна ни Фреге, ни Муру, ни Расселу, да и Витгенштейн здесь фигура неоднозначная. Пожалуй, самая существенная идея, которая, с моей точки зрения, лучше всего объединяет первых аналитических философов (хотя ключевая для всей традиции фигура Фреге здесь, конечно, стоит несколько особняком) была сформулирована Расселом в его книге о Лейбнице: «Истина, что всякая философия должна начинаться с анализа пропозиций, настолько очевидна, что, быть может, трудно даже требовать для неё доказательств».

Между тем, уже представление об «анализе» у разных аналитических философов различно. Так Мур понимал под «анализом» концептуальный анализ, т.е. расчленение пропозиций (пропозиция это, очень грубо говоря, – предложение) на отдельные понятия – концепты, а затем анализ самих понятий, т.е. их расчленение на другие понятия. Для Рассела анализ был, в первую очередь, логическим анализом, обнаружением логической структуры, подлежащей пропозициям обыденного языка. Отсюда один шаг до общей для Рассела и раннего Витгенштейна мысли, согласно которой мир устроен аналогично языку, и, чтобы адекватно описать мир, требуется дистиллировать некоторый «чистый» язык, имеющий логическую форму. Однако основы метода, основы устройства этого идеального языка были разработаны не Расселом и не Витгенштейном, но Готтлобом Фреге. Фреге в свою очередь реагировал на так называемый «кризис в основаниях математики» (в центре вопрос о возможности «выведения» математики из некоторых оснований) и набиравший популярность в то время психологизм, предполагавший все формы нашего мышления, включая логику и математику, производными от психического устройства человека, а не универсальными.

С программой аналитической философии часто ассоциируется деятельность так называемого Венского кружка, члены которого, в большинстве своем ученые или философы, бывшие учеными, стремились отгородить эмпирическую науку от разнообразных атак со стороны традиционной и современной им метафизики с помощью методов формальной логики и радикальной критики предшествующей метафизической традиции. Предполагалось сделать это возведя все научное знание к протокольным предложениям, фиксирующим непосредственный эмпирический опыт. Языком протокольных предложений в таком случае является тот самый идеальный язык, над которым трудились Фреге, Рассел и Витгенштейн.

Важной вехой в закате теоретической программы аналитической философии стала критика разделения на аналитические и синтетические суждения У.В.О. Куайна.

Читать на данную тему лучше всего первоисточники, т.е.

  1. Фреге (Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildete Formelsprache des reinen Denkens),

  2. Мура (Мур Дж. Э. Природа моральной философии [и другие произведения] / Предисл. А.Ф. Грязнова и Л.В. Коноваловой; Пер. с англ., сост. и прим. Л.В. Коноваловой. — М.: Республика, 1999. — 351 с. )

  3. Рассела (Рассел Б. Философия логического атомизма. — Томск: Водолей, 1999)

  4. Витгенштейна (Логико-философский трактат).

Однако эти работы могут показаться очень сложными, потому в качестве введения можно обратить внимание на:

  1. Недавно вышел отличный сборник статей по истории аналитической философии: Michael Beaney (ed.) The Oxford Handbook of the History of Analytic Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2013.

  2. Классической работой на русском языке является книга Дж. Пассмора «Сто лет философии». Пассмор Дж. Сто лет философии. Перевод на русский язык И. В. Борисова, Л. Б. Макеева, А. М. Руткевич, 1998. М.: «Прогресс-Традиция», 1998. — 496 с.