Самая большая угроза биохакинга - это его методологическая ЧЕРНАЯ ДЫРА.
Сейчас биохакинг выглядит как набор самых разных методик по сохранению здоровья/достижению долголетия. Мы как оставленные в Детском мире дети - глаза разбегаются, хочется всего и сразу, всё попробовать и во всё поиграть! Только вместо игрушек БАДы, гаджеты и беспорядочные эксперименты над собой.
Этот хаос в употреблении БАДов и использовании технологий должен быть упорядочен. Исходя из этой потребности можно выделить 2 основные угрозы.
1. Угроза скрытых рисков и неочевидной пользы длительного применения БАДов и использования любых других вмешательств.
Решение: Определить безопасность всех биодобавок и их эффективность на протяжении 10-20 лет, опираясь на методологию доказательной медицине. Хотя бы.
Если вы помните, биохакинг - это citizen science, гражданская наука. Гражданской науке - гражданскую и открытую доказательную медицину.
Мы очень мало знаем о безопасности лекарств, что уж говорить про БАДы? Все эти параметры надо изучать на приличных временных промежутках. Нужно ли вам принимать условный куркумин в течение 20 лет, чтобы прожить на 5 лет дольше? Не случится ли за 20 лет ужасных побочных эффектов? Правильные вопросы, ответ на который нужно искать в течение 20 лет в соответствующем исследовании.
Это такой новый уровень ответственности и осознанности биохакера - технологичный подход к изучению себя. Общество биохакеров должно консолидироваться вокруг идеи определения самых эффективных и безопасных вмешательствах.
И для этого нужны качественные исследования, которые регулируются самими участниками процесса. Формула такова: Citizen science + evidence-based medicine = evidence-based biohacking
Почему такое решение реально: наример, я и моя команда уже работаем над треккерами лекарственной безопасности. Есть команды, которые работают над треккерами хронических болезней и health-треккерами.
2. Угроза роста полипрагмазии - множественного приема лекарств
Одна из основных проблем долгожительства - необходимость принимать большое количество лекарств из-за большого количества хронических болезней. В идеале биохакер стареет без болезней, но возможно ли это?
Применение одних лишь лекарств выросло почти в 2 раза с 1995 по 2010 годы, при этом разрабатываются новые. С БАДами ещё сложнее - они могут взаимодействовать с лекарствами и вызывать больше побочных реакций.
Особенно эта проблема актуальна в старости:
1) При приеме отдельных групп лекарств, каждые полгода снижаются когнитивные функции и увеличивается риск развития старческого делирия - синдрома нарушения сознания с бредом и галлюцинациями.
2) полипрагмазия увеличивает риск развития нежелательных лекарственных реакций (кровотечения, головокружения, деменции и т.д.). В возрастной группе старше 77 лет они развиваются наиболее часто, особенно - непредсказуемые, которые не прописаны в аннотации к лекарству.
3) распространенность полипрагмазии растёт в пансионатах для пожилых: 91%, 74% и 65% резидентов домов престарелых принимали одновременно более 5, 9 и 10 лекарств, соответственно.
Решение: скос в сторону использования технологий и немедикаментозной терапии. Основные направления: использование стволовых клеток, технологий по изменению микробиоты кишечника, использование технических решений - экзоскелетов и технологичных протезов - при необходимости.
Биохакинг в сознании многих людей ассоциируется с приемом десятков БАДов. Это не единственный путь.
Биохакинг должен привести человека к персональному счастью: к лучшему самочувствию, более длительному общению с друзьями, с семьей, с любимыми людьми.
Но для этого нужно объективизировать эффект каждого биохакерского вмешательства.
Когда вы идёте по дороге, вы должны быть уверены в том, что под ногами есть опора и вы не провалитесь. То же касается и биохакинга.
Медицина и биохакинг зашли далеко в своем развитии за последние десятилетия. Но нужно зайти дальше.
Условно объективная оценка всегда может быть перевернута наукой. ТО. что было фантастикой-стало реальностью. Но, к примеру генетические исследования, клонирование-куда как не угроза репликации человека, как биосистемы.