Есть такая методика - ассессмент (оценка) методом "360 градусов". Создается специальный единый опросник. Собственно, это самое трудное в методике - потому что от того, насколько качественно сформулированы вопросы, в огромной степени зависит и качественный результат. Оценивают себя, коллег, руководителей, подчиненных, партнеров. Естественно, чем большее количество людей / групп включено в исследование, тем больше будет ответов по каждому индивидууму.
Потом опросник просят заполнить группу людей. Инструкция будет приблизительно такая:
Уважаемый ...!
Цель этого опроса - помочь и Вам, и Вашему коллеге / подчиненному / партнеру (т.е. тому, кого оценивают) лучше понять свои сильные и слабые стороны, увидеть возможности и направления дальнейшего развития.
В процессе заполнения опросника Вам будет предъявлено 50 утверждений. Утверждение, которое, с Вашей точки зрения, максимально применимо к поведению оцениваемого, следует отметить, выбрав на шкале нужную оценку (от 1 до 6). Точно так же следует оценить и самого себя - как если бы Вы оценивали постороннего человека.
По итогам оценки необходимо выявить зоны:
А - завышенной самооценки по сравнению с оценкой окружающих;
Б - заниженной самооценки по сравнению с оценкой окружающих;
В - высокой и низкой оценки;
Г - различий в оценке одних и тех же компетенций у оценивающих разных уровней.
Стоит учитывать, что оценка по методу "360 градусов" в любом случае субъективна, поэтому не следует рассматривать ее как инструмент принятия административных решений - поощрений, наказаний, продвижений и пр. Кроме того, если сотрудники узнают о таких последствиях оценки, то ответы будут либо завышенными из-за нежелания подставлять коллег, либо заниженными с тем, чтобы свести счеты.
Метод сложный и дорогой. Но результаты всегда впечатляют, действительно получается будто обзор 360 градусов:)
Более простой вариант: метод социометрии. "Социометрия - метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Разработан американским психологом и социологом Я. Морено. Социометрия позволяет сделать "психологический снимок" внутренней структуры группы, проникнуть в скрытую от постороннего наблюдателя структуру взаимных симпатий и антипатий, предпочтений и "отталкиваний". Основной измерительный прием социометрии - вопрос, отвечая на который каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Например: "С кем бы вы желали выполнять совместную работу", "Кого бы вы хотели (не хотели) пригласить на свой день рождения?". Вопрос построен на принципе эмоционального выбора партнера общения и совместной деятельности. Ответы каждый член группы записывает в специальной карточке (анкете). Результаты заносятся в социограмму - график, на котором стрелками указаны выборы (отвержения) членов группы, либо в социо-матрицу - таблицу, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов, что определяет его социометрический статус. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы, его способность оказывать положительное влияние на коллектив, сплачивать группу, добиваться согласованности и сработанности. Негативный статус отражает дезорганизующие тенденции в поведении члена группы.
Социометрия, не дополненная другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений, охватывает лишь внешнюю сторону групповых отношений. Для более полной характеристики группы необходимо выявить мотивы межличностных выборов. Социометрия может быть использована при изучении динамики внутренних отношений в разных возрастных и профессиональных группах (школьных классах, спортивных командах производственных бригадах и т.п.), для установления личностной позиции, наличия замкнутых группировок, положительных, конфликтных или напряженных участков общения, степени групповой сплоченности, мотивационной структуры отношений. В зависимости от возрастного состава группы и специфики исследовательских задач применяются индивидуальные и групповые формы социометрии, а также разнообразные модификации этой методики в виде экспериментальной игры, вербальных, письменных и изобразительных тестов и др." (Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко).