В самом общем смысле психическая норма – это отсутствие психической патологии. То есть если у человека есть симптомы какого-либо психического расстройства, это говорит о несоответствии психической норме. Можно посмотреть Международную классификацию болезней МКБ-11 (http://icd11.ru/psihicheskie-rasstroistva-mkb11/) или Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-V), в которых перечислены психические расстройства и их симптоматика в соответствии с представлениями современной психиатрии.
Однако само по себе несоответствие отдельных типов поведения и других показателей психической норме не является знаком «ненормальности» самого человека. Например, можно определить, нормален ли уровень сахара в крови, но вряд ли мы назовем человека с повышенным содержанием глюкозы «ненормальным». Аналогично психиатрия может диагностировать то или иное расстройство, но не ответить на вопрос о «нормальности» самого человека.
При этом, когда мы говорим о психической норме, нужно еще учитывать проблему культурной относительности. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам прямо говорится, что «границы между нормальным и патологическим поведением могут отличаться в разных культурах» (DSM-V, p. 21).
Антропологические исследования показывают, что некоторые типы поведения, которые не соответствуют представлениям о поведении психически здорового человека, в другой культуре могут восприниматься совершенно иначе. Первое и, наверное, самое известное из этих исследований – статья Рут Бенедикт «Anthropology and the Abnormal» 1934 года. Бенедикт исследовала североамериканские племена, в которых поведение, которое мы бы могли охарактеризовать как проявление паранойи или мании величия, было не просто нормальным, но социально одобряемым. В дальнейшем были многочисленные исследования (достаточно посмотреть статьи в журналах Transcultural Psychiatry, Culture, Medicine and Psychiatry и т.п.), показывающие, что психическая норма различается в разных культурах, в разных сообществах и даже при разных обстоятельствах.
Кроме того, представления о психической норме меняются со временем. Начинают диагностироваться новые расстройства, а некоторые расстройства, напротив, пропадают из медицинских классификаций (например, до 1970-х годов гомосексуальность была психиатрическим диагнозом).
Все это не означает, что «на самом деле нет никакой нормы», но понятие психической нормы не универсально и изменяется.