Можно выделить несколько проблем нынешних соцсетей:
ими владеют и управляют корпорации
они предоставляют доступ к приватной информации третьим лицам
они требуют идентификацию по мобильному телефону
Эти проблемы решает децентрализация и использование некоммерческих соцсетей.
Так же как выбирая любого email провайдера, мы можем общаться со всеми, кто пользуется email, так же хочется выбрать любого провайдера соцсети и иметь возможность коммуницировать со всеми остальными жителями интернета.
Эту идею уже пытались внедрить. Так в 2005 году появился протокол OpenID: он позволил пользователям выбирать провайдера и теоретически иметь возможность взаимодействовать с другими соцсетями. Протокол изначально получил поддержку таких гигантов как Google, Flickr и Microsoft, но так и не снискал популярности. Может потому, что Facebook захватив большую часть рынка не поддержал инициативу и внедрил свой протокол FB connect.
Следующей попыткой изменить ситуацию стал стартовавший в 2010 году проект diaspora*, он собрал на кикстартере $200.000 и делался энтузиастами, которым была небезразлична ситуация, сложившаяся вокруг монополизации соцсетей. Идея достаточно простая: сеть должна быть децентрализованной и поддерживаться пользователи. На собранные деньги было разработано веб решение и передано некоммерческой организации diasporafoundation.org На сегодняшний день в сети зарегистрировано около полумиллиона пользователей.
Перспективы
Децентрализованные соцсети все еще не набрали критическую массу, их численность растет слишком медленно. Для их глобального распространения технарям надо договориться о протоколах взаимодействия. Эта долгая и тяжелая работа, но она того стоит.
Сегодня сеть захвачена корпорациями, и её освобождение - это коллективная ответственность. Если вам небезразлична приватность и судьба ваших данных присоединяйтесь к одной из децентрализованных соцсетей: p2pfoundation.net
Например к русскоязычному поду diaspora: clique.ru