Духовная музыка зародилась в Киевской Руси в IX-XIII веке. Система осмогласия (музыкальные лады) заимствована из Византии, она была создана на основе древнерусской традиции. Эту систему создал Иоанн Дамаскин (680-777).
Сначала песнопения передавались “из уст в уста”, учили их, что называется - по слуху, затем появились первые записи.
“Голос-самый совершенный инструмент”- так считал Климент Александрийский (150-215).
Все песнопения исполнялись без сопровождения ( a capella ) чистыми, умиротворенными, “ангельскими” голосами.
Постепенно произошло разделение на одноголосие - кондакарный распев и хоровой - знаменный распев.
Нет точной расшифровки знаменных распевов, известно лишь то, что они записывались специальными знаками - крюками.
Многоголосие разделялось на “вершники” ( верхние голоса), путники ( средние голоса) и нижники ( низкие голоса).
Именно в Древней Руси появляются такие жанры, как колокольные звоны и былины (конец XI начала XII века ).
Софийский собор в Новгороде сохранил память о мастерах-распевщиках
Свва Рогов, Стефан Голыш, Иван Нос, Маркел Безбородный, Федор Христианин.
О русских распевах и их разновидностях подробно рассказывает фильм “Мелодия духа”.
Традиции духовного пения широко распространились по всей Руси.
Великую роль знаменного распева отмечал Иоанн Златоуст- “Собирает ум и сосредотачивает человека на молитве”.
В XV веке широко развиваются певческие школы-Московская, Новгородская.
Многие русские и зарубежные композиторы работали в жанрах духовной музыки.
Композиторы русской духовной музыки: А.Архангельский, М.Березовский, Д.Бортнянский, М.Глинка, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов.
Зарубежные композиторы: И.С.Бах, Г.Гендель, Ф.Шуберт.