Есть игры, которые внесли значительный вклад непосредственно в игровую индустрию (революционные движки, прорисовка персонажей, текстуры, шейдинг и проч.). Медиаисследователей в первую очередь интересуют игры, которые оказывают влияние на массовую культуру и позволяют рассматривать игры как одну из форм современного искусства.
В плане нарратива, помимо упомянутых выше Silent Hill и BioShock, следует отметить Max Payne (есть версия для iPad – советую оценить), Heavy Rain, Half-Life 2, Portal, мобильные Limbo и The Room. Все они заимствуют элементы повествования, принятые в кинематографе, и сюжет в них не менее важен и увлекателен, чем сам игровой процесс: присутствуют неожиданные повороты сюжета, каждая игра наделена особой неповторимой атмосферой.
Перекличка между играми и другими медиа, а также социально-политический подтекст позволяют проследить трансформацию отдельно взятой идеи или художественного образа. Скажем, BioShock резко критикует философию рационального индивидуализма Айн Рэнд и демонстрирует, как объективистская утопия неизбежно обращается в анархию. Схожий сюжет можно обнаружить, к примеру, в сериале Wayward Pines ("Сосны"), который вышел на экраны в этом году. Кстати, завязка последнего напоминает игру Alan Wake, выпущенную для Xbox в 2010-м году – она содержит множество отсылок к сериалам Twin Peaks и Lost... как и сериал "Сосны".
Связь игр с кино- и телепродукцией, которая обыкновенно сводится к примитивной адаптации сюжета под игровой процесс, иногда удивляет оригинальными решениями. Так мобильная игра The Walking Dead не повторяет сюжет одноимённого сериала, а помогает лучше узнать о предшествующих событиях. Механика игры также полагается на возможность выбора – игрок влияет на то, что произойдёт дальше, а это значит, что каждый игровой сеанс неповторим.
Аналогичным образом прослеживается связь между громкими событиями в мире игр и литературой. Уже упомянутый нами Max Payne (2001) – настоящий неонуар, который вдохновляется "крутыми детективами" (т.н. hardboiled fiction) Дэшила Хеммета, Рэймонда Чандлера и Микки Спиллейна. По сюжету игры, агента управления по борьбе с наркотиками подставили, обвинив в убийстве коллеги и лучшего друга. Скрываясь от полиции, он внезапно выходит на след людей, которые несколько лет назад убили его жену и ребёнка – классический неонуарный сюжет.
В действительности самые влиятельные игры не уступают в драматизме книгам и кино. Пожалуй, самый известный пример – 15-минутное вступление к постапокалиптическому экшену The Last of Us, которое гарантированно вызывает если не слёзы, то хотя бы ком в горле. Можете убедиться сами: youtu.be .
(Кстати, The Last of Us напоминает книгу Кормака Маккарти "Дорога" – ещё один пример того, как качественные игры вбирают в себя всё лучшее из других форматов)
Лучший ответ из представленных