Лучшее, что делают книги по саморазвитию – вызывают стремление что-то в себе изменить. И да, художественная литература с этим справляется не хуже.
Мне нравятся истории про упорных людей. Прекрасный пример – Мартин Иден. Был обычным работягой, но влюбился и, чтобы добиться руки девушки (можно заменить на любую другую цель в жизни), начал саморазвиваться. Концовка, правда, не такая уж радостная и вдохновляющая, но это уже необходимо для художественной составляющей.
Еще в свое время на меня сильно повлияла «Джейн Эйр». Опять же: девушка без особой внешности добилась всего благодаря уму и доброте. К тому же она умела довольствоваться малым, не хватала звезд с небес и вполне была довольна обычной жизнью. Хорошее качество для современного мира, где каждый хочет быть супер-богатым, знаменитым и великолепным (стремиться к этому, конечно, нужно, но…)
Истории про благородных храбрецов читать, конечно, интересно, но во мне они не вызывают стремления становиться храброй ;) То ли дело всякие интеллектуальные персонажи. Довольно странная реакция, но «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров» Жюль Верна, прочтенные еще в школе, натолкнули меня на следующие мысли: вот люди внезапно оказались на необитаемом острове. Благодаря уму, смекалке и прямым рукам они выжили. А если я окажусь одна среди природы – чего делать-то?
В общем, эти романы заставили меня как минимум прочитать о главных правилах выживания и вообще побольше времени отдавать практическим навыкам. Неплохо для развлекательной литературы. К счастью, знания, как очищать воду и какой травой лечить травмы, пока не пригодились)
Еще, конечно, можно упомянуть книги про «добро и зло», но тут я соглашусь с оратором выше: почти все хорошие книги значительную часть времени уделяют вопросам нравственности.