Позволю себе прокомментировать предыдущие ответы. Как говорит историк Александр Мещеряков: нет единой японской культуры, есть японская культура в разные эпохи. Довольно сложно пытаться выудить какие-то особенности, которые непременно, если провести от них межвременные нити, приведут к сегодняшней успешной Японии.
Однако, позволю себе отметить несколько деталей, которые если бы они были камнями, брошенными в озеро истории, маленькие волны от них доходили бы до сегодняшних японских берегов. Для начала, стоит учитывать, что в Японии заимствовали и преображали китайскую культуру, письменность общественное строение и конфуцианское учение.
Это означает то, что Япония включена в китайскую цивилизационную сферу с единым языком (вэньянем), подобно тому, как страны Европы были включены в единую цивилизационную сферу с единым языком (латынью). Япония не была изолирована от внешнего мира и находилась в постоянном торговом общении с Кореей и Китаем.
Конфуцианство стало основой социальной структурой. Позднее в Японии был заимствован через Корею буддизм. Синтоизм всегда оставался, но синто не есть центральное учение, это децентрализованная сеть самых разных разобщённых практик от дворцового синто до почитания местных богов в маленьких региональных и деревенских храмах.
Конфуцианство среди прочего включает отсутствие веры в загробную жизнь — жизнь нужно прожить долго, достойно и прожить сейчас. Это сильно отличается от взгляд на вещи например средневекового европейца. После объединения Японии под сёгунатом Токугава (период Эдо) нео-конфуцианство стало культурной основой, потеснив буддизм.
Период Эдо — время, когда появилась единая почти сегодняшняя Япония, это редчайший период мира, процветания и тотального роста от медицинско-гигиенических практик до грамотности. Тогда же несмотря на «закрытие» страны в Японию поступают европейские знания через торговлю недолго с Португалией и долго с Голландией и её колониями.
С семнадцатого века Эдо (ныне Токио) становится крупнейшим городом мира, урбанизация приводит к появлению того, что выглядит совершенно современным. Новая страта горожан, кафе, доставка еды, книги в жанре почти что блога, поп-культура с фанатизмом от актёров Кабуки, дешёвые укиё-э с городскими сюжетами, котиками и эротикой, туристические гиды.
Это привело к тому, что после реставрации Мэйдзи на уже урбанизирующуюся структуру можно было насадить европейские практики, и элита и горожане сравнительно быстро адаптировались к «западному» миру. Адаптация, к сожалению включала и колониализм, и Япония особенно периода раннего Сёва и до конца войны — очень печальное место.
Война закончилась, и в Японии начался период перестройки. Тело человека стало принадлежать не государству, а самому себе. Исторически существовавшие бизнес-кланы стали корпорациями, превратившимися во «вторую семью» для рабочего. Все силы были брошены на экономическое развитие, и у Японии был рынок для сбыта — весь «запад».
Тактика сработала, и вплоть до девяностых годов развитие было экстенсивным, потом сменилось ровным поддержанием ситуации, что конечно, было депрессивным на контрасте. Тогда же, однако, начался отход от пожизненного найма и начался переход к большему индивидуализму, не игнорирующему при этом коллективную этику.