В разные периоды развития ребенка доминирует определенный тип мышления, поэтому подбор игр зависит от возраста малыша:
1-2 года
Период предметно-действенного мышления - младший дошкольник мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета. Малышу в возрасте 1-2 лет предлагаем игрушки, которые можно разбирать и складывать:
- игрушки-сортёры
- рамки-вкладыши
- пирамиды
- матрёшки
- кубики и т. п.
3-4 года
Период наглядно-образного мышления. Ребенок 3-4 лет учится воспринимать визуальные образы, в этом возрасте хорошим решением будет предлагать игры на поиск лишнего предмета или ассоциации:
- «Четвёртый лишний». Подготовьте фигурки, карточки, на которых изображены 3 предмета одного признака и один другого (например, шуба, лимон, апельсин, яблоко. Шуба - лишнее, потому что лимон, апельсин, яблоко - это фрукты, а шуба - одежда).
- «Ассоциации». Предложите малышу объединить предметы (карточки), связанные между собой по определенному признаку (например, зонт-дождь, шуба-зима).
- «Полный порядок». Из общей массы предметов нужно найти только те, которые соответствуют конкретным признакам (например, круглое, зелёное).
5-7 лет
Период словесно-логического мышления. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок уже способен сочинить небольшую историю, или решать несложные логические задачки:
- «Сочини сказку». Начните рассказывать сказку, пусть ребенок подхватит повествование и продолжит историю.
- «Дорисуй предмет». Начните рисовать простой рисунок, попросите ребёнка закончить рисунок.
- «Угадайка». Загадайте предмет, ребенок должен отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить да или нет.
- «Придумай историю». Покажите ребенку изображение, предложите пофантазировать и рассказать историю, которая произошла в этом месте действия.