Существование инь и ян - это взаимодействие крайних противоположностей, которое является основной концепцией древнекитайской натурфилософии. Понятие довольно гибкое, оно пережило достаточно интерпретаций и трансформаций. Изначально инь и ян выражали свет и тьму, в процессе развития китайской философии обрастая более широкими значениями: день и ночь, четное и нечетное, солнца и неба, холода и жары.
В китайском диалектизме инь и ян служили двигателем природных сил. Баланс этих полярных сил определял движение космических процессов, выступал первопричиной природных явлений . Дуализм этих двух сил основополагающий в диалектизме китайской философии. Тут следует обратиться к конфуцианству.
В индуизме инь и ян можно связать с Пурушей и Пракрити - мужским и женским началом. Согласно мифологии, из тела Пуруши была создана Вселенная, а Пракрити является первопричиной жизни и изначальной природы. Это проявления материи и духа, основных понятий индийского дуализма.
Обращаясь к каббале, можно проследить взаимодействие Творца и творения, проявляющиеся как свет и сосуд - мужское и женское начала. Их взаимодействие раскрывается через образы наслаждения и желания, духа и материи и т.д.
Более современный пример - учение оомото-кё, которое считаюют реформированым синтоизмом, но по сути ни к монотеистическим, ни к политеистическим религиям его отнести нельзя. Само название переводится, как учение о двух началах. Создатели этой религии, мужчина и женщина, которым явилось видение. Так, мужское и женское начало интерпретируется, как инь и ян, огонь и вода.